Юан (от санскр. явана — "иноземец"), лао юан, тай юан, кхон мыанг (самоназвание — жители мыангов — тайских княжеств, или "горожане"), лао, тай ныа, чау ныа, юнь, народ группы таи на cевере Таиланда и северо-запада Лаоса, небольшая группа — в центральном Таиланде. Численность свыше 3 млн. человек. Близки лао, лы, кхын. Иногда включаются в группу таи горные. Язык юан (кам мыанг) юго-западной подгруппы тайских языков, считается северным диалектом сиамского языка. Служил языком общения народов Северного Лаоса. Письменность после присоединения государства юан к Сиаму — сиамская. С XIII века имели свою письменность, запрещённую в 1940 и ныне почти забытую. Широко распространён сиамский язык. Верующие — буддисты (хинаяна).
Предки юан создали в XIII веке государство Ланна (Чиенгмай), окончательно присоединённое к Сиаму в 1870—80-х годах.
Основное занятие — пашенное заливное рисоводство. В предгорьях распространено также подсечно-огневое земледелие (рис и др.). Разводят буйволов. Развиты плетение, прядение, ткачество, некоторые деревни специализируются на производстве бумаги, бумажных зонтиков, плетёных шляп, черепицы и керамики. В Чиенгмае изготовляли бронзовые барабаны, лакированные изделия.
Поселения линейной планировки, по 100 и более дворов. Дома свайные (в основном из бамбука, ранее — в основном из тика), крытые травой.
Счёт родства билатеральный. Брак первоначально (не менее 1—2 лет) матри-, затем матри- или неолокальный. Известен обычай пробного брака. В семье дом наследуется как правило младшей дочерью и её мужем.
Мужская одежда — набедренная повязка типа дхоти (панунг), женская — несшитая юбка с горизонтальными полосами (пасин), прилегающая кофта с застёжками спереди (с начала XX века), перекинутый через плечо шарф, много украшений.
Был распространён обычай татуировки, у мужчин — на животе и бёдрах (отсюда название юан — лао пхунг дам — "лао с татуированными животами"), восходящий к древнему культу солнца, жевание бетеля.
Основная пища — клейкий рис с овощами и приправами, в том числе из кислого чая (миенг).
Широко распространён культ предков.
О. Е. Егорунин
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 659.