Исламмагомедов А. И., Сергеева Г. А. Аварцы (НиРМ, 2000)

Аварцы, маарулал (самоназвание), народ в России, коренное население Дагестана. Численность в России 544,0 тыс. человек, в том числе в Дагестане 496,1 тыс. человек. Живут также в Чечне, Калмыкии, кроме того, в Азербайджане (Белоканский и Закатальский районы — 44,1 тыс. человек), в Грузии (4,2 тыс. человек), в Казахстане (2,8 тыс. человек). Общая численность 601,0 тыс. человек. Говорят на аварском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты делятся на 2 группы: северное наречие — западное (салатавский), восточное и центральное (хунзахский) диалекты; южное наречие — андалальский, анцухский, гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). Распространён русский язык. Письменность на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты.

Основная масса аварцев живёт во внутреннегорной и альпийской зонах, в 1940—60-е гг. часть переселилась на равнину. С аварцами связывают известные со второй половины 1-го тысячелетия до нашей эры племена легов, гелов, каспиев, утиев и др., сближают упоминаемых Птолемеем (II век) савиров. С V века территория, заселённая аварцами, известна как царство Серир. Позднее аварцы входили в состав Аварского и Мехтулинского (образованного в XVIII веке) ханств и многочисленных (около 40) "вольных обществ" (союзов сельских общин).

Общая правовая система и политическая консолидация аварцев способствовали выработке у них так называемого гъоболмацΙ ("язык гостя" или болмацΙ, "язык войска"), положенного в основу литературного языка. В XV веке утвердился ислам. С XVI века существовала письменность на арабской графической основе. После присоединения Дагестана к России (1813) аварцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Во второй половине XIX века к аварцам стали проникать товарно-денежные отношения. Национальная консолидация аварцев ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921, с 1991 — Республика Дагестан).

Традиционные занятия — скотоводство и пашенное земледелие (ячмень, пшеница, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукуруза, картофель, лён, конопля). В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонное овцеводство). Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные. Занимались садоводством и виноградарством. Практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трёхъярусное использование участков. Существовала оросительная система. Орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуша, вилы, грабли, деревянная лопата. Домашние промыслы и ремёсла: ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари, обработка кож, ювелирное, кузнечное, оружейное, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, медь, мельхиор). Было развито отходничество в другие районы Кавказа.

Поселения аварцев в высокогорье небольшие (30—50 домов), чаще близ речек, в горных районах — довольно крупные (300—500 домов) на склонах, по краю обрывов и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах; ориентированы на юг. Планировка скученная, дома образуют сплошную стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих тоннели. Многие селения имели боевые башни. В советский период возникли поселения современного типа на равнине. Традиционные жилища каменные с плоской земляной крышей одно-, двух-, трёхэтажные, 4—5-этажные башнеобразные с отдельным входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила двором для другого. Характерен опорный центральный столб, украшенный резьбой. Современное жилище одноэтажное и двухэтажное многокамерное, крытое железом или шифером, с застеклённой террасой.

Традиционный костюм общедагестанского типа. У мужчин: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, башлык, овчинные шубы, бурка, кожаный ремень. Обувь кожаная, войлочная, вязаная. У женщин: штаны, платье-рубаха, длинное распашное платье с двойными рукавами, головной убор чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы, кожаная, войлочная и вязаная обувь, шерстяные носки. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями.

Традиционная пища — мучные, мясные с приправой из чеснока и молочные блюда.

Традиционная социальная организация — сельская община, включавшая патриархальные кровнородственные объединения — тухумы. Семья главным образом малая, двухпоколенная. Придерживались эндогамии (родственная, внутритухумная, сельская). Семейные отношения определяли нормы шариата. Основная форма брака — сговор (по сватовству). Сильны были традиции внутритухумной солидарности. Существовали мужские союзы. Общественную жизнь регулировали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения — уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета.

Развит фольклор (эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки). Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные. Музыкальные инструменты: чагчана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и др.). Высокого уровня достигли профессиональная литература, искусство, наука.

А. И. Исламмагомедов, Г. А. Сергеева

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с.21-22.


Литература:

Народы Кавказа, ч. 1, М., 1960.

Этнос: