Исламмагомедов А. И., Сергеева Г. А. Цахуры.

Цахуры, йыхбы (самоназвание), народ в Российской Федерации (в Дагестане, 5 тыс. человек) и Азербайджане (13 тыс. человек). Общая численность 20 тыс. человек. Говорят на цахурском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; делится на цахский и гельмецский диалекты. Большинство знает азербайджанский и русский (в Российской Федерации) языки. Верующие — мусульмане-сунниты.

В Дагестане цахуры населяют высокогорную зону — труднодоступный Рутульский район, верховья реки Самур (в прошлом эта территория называлась Горный Магал), в Азербайджане — южные склоны Главного Кавказского хребта (предгорные и равнинные селения в Закатальском, Кахском и Белоканском районах).

Этноним народа происходит от главного селения Цахур в Дагестане. Первые сведения о цахурах встречаются в армянских и грузинских источниках VII века, где они названы "цахайки". Цахуры были одним из народов, входящих в состав Кавказской Албании. После её распада на территории цахуров сложилось политическое образование с центром в Цахуре (Цукетия). Эпиграфические памятники свидетельствуют о принятии ислама и появлении письменности на арабском языке в X—XI вв. В XI—XIII веках в Цахуре существовало медресе, где шло преподавание на арабском языке и делались попытки перевода арабских богословских сочинений на цахурский язык (XIII век). С XV века во главе объединённых цахурских обществ встал цахурский султан. В XVIII веке, когда его резиденция была перенесена в село Елису (Азербайджан), это государственное образование стало называться Елисуйское султанство. У закавказских цахуров существовали также и вольные сельские общества, часть которых вместе с соседними — аварскими — образовали союз (Джаро-Белоканские вольные общества). В XIX веке цахуры вошли в состав Российской империи.

Территория, заселённая дагестанскими и азербайджанскими цахурами, занимает две географические зоны: обширные альпийские летние пастбища и плодородные тёплые южные склоны, позволяющие сочетать пашенное земледелие и скотоводство. Многие семьи перекочёвывали вместе со скотом на зиму из Дагестана в Закавказье, на лето возвращались в Горный Магал.

Горное земледелие было богарным. Сеяли озимую пшеницу, рожь, ячмень, полбу, просо. На равнине применялась ирригация, возделывали в основном яровые, кукурузу. Из скота разводили главным образом овец и лошадей. Женщины занимались обработкой кожи, овчины, шерсти, прядением, ткачеством, изготовлением ковров и паласов. Мужчины уходили на заработки (каменщики, плотники, лудильщики, сельскохозяйственные рабочие и др.). В современном хозяйстве преобладает отгонное скотоводство, в горах возрождается земледелие на склонах и приречных террасах с использованием плуга и упряжки волов. У азербайджанских цахуров развиваются садоводство, огородничество, табаководство, шелководство. Из домашних промыслов сохраняется вязание и ковроделие.

Поселения дагестанских цахуров расположены на труднодоступных вершинах хребтов, в изгибах рек, на обрывистых склонах. Форма поселений зависела от рельефа местности: ступенчато-террасная (на склонах), улично-квартальная (на речных террасах), кучевая (на вершинах хребтов), смешанная (у подножий гор). Селения делились на кварталы, населявшиеся одной или несколькими родственными группами (тухум). Общественным центром были мечеть и площадь "гимга" — место народного собрания.

Основным типом жилища был одноэтажный каменный дом с плоской земляной крышей, выходящий на улицу сплошной стеной с входной дверью. Первоначально имел одну комнату — очажную (дега). Двухэтажные хозяйственные постройки (хлев-сеновал) ставились отдельно от дома, часто образуя особый квартал на окраине аула. В Азербайджане на равнине строили одно- и полутораэтажные саманные и турлучные дома с двускатной крышей из соломы и камыша. Современное жилище в основном двухэтажное с верандой.

Традиционная мужская одежда: штаны, рубаха, бешмет (алхалыг), длинная распашная черкеска (чакъай), шуба-накидка с ложными рукавами, шуба с рукавами, бурка, войлочный плащ (у чабанов, пастухов), конусообразная островерхая шапка из овчины, каракулевая шапка, башлык. На ноги надевали вязаные носки, поршни (чарухи), сафьяновые сапоги, чувяки, вязаные сапоги с загнутым носком. Непременный элемент одежды мужчин — кожаный пояс с кинжалом. Женская одежда: штаны, рубаха, широкая юбка, бешметы разного покроя (алхалыг, катиби), передник, головные уборы: чухта, платок, местами — шапочка-чепец (дугмаче), покрытая сплошь серебряными украшениями (бляшками, монетами, цепочками). Тёплой одеждой были безрукавки и овчинные шубы. На ноги надевали пёстрые шерстяные носки, вязаные сапоги, поршни, башмаки, сафьяновые чувяки. Украшения — налобники, пояса, браслеты, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые монеты, подвески, вышивка. Ныне из традиционного костюма сохранились шубы, вязаная обувь и носки, каракулевые шапки.

Традиционная пища состояла из мучных и мясо-молочных продуктов. Овощи и фрукты занимали незначительное место, их заменяли дикорастущие травы. Распространённым блюдом были хинкал, подаваемый с мясом, брынзой, чесночной подливой, пельмени с начинкой из тыквы, творога с яйцами, крапивы с орехами, трав, каши из пшеничной, овсяной, полбовой крупы, кураги, тыквы, супы, пироги (чуду) с разнообразными начинками. Из коровьего молока получали сметану, айран, творог, масло, из овечьего — сыр. Из свежей баранины готовили соус, шашлык. Чабаны запекали в углях начинённые внутренностями и салом с добавлением душистых трав желудок или целую тушку, завёрнутую в шкуру.

Строго соблюдались обычаи взаимопомощи и гостеприимства, была сильна тухумная солидарность. Тухумы распадались на более узкие родственные группы — насыли. Основной формой семьи была малая семья. Неразделённая семья (хэбна хизан, хэдин хав) существовала до 20—30-х гг. XX века (30—35 человек, трёх-четырёхпоколенный состав). Часть её проживала в Горном Магале, часть — в Закавказье. Обычай избегания существовал в своеобразной форме: общение молодых женщин со взрослыми мужчинами было сдержанным, при посторонних они разговаривали через детей. Предпочиталась эндогамия в пределах тухума. Основной формой заключения брака был сговор. Был известен колыбельный сговор. Обычай калыма отсутствовал.

Вопросы внутренней жизни общины решались на основе адата. Мужское собрание (джамаат) выбирало старейшин, судей, кадия, исполнителей. Для решения вопросов, касавшихся всех цахуров (в том числе азербайджанских), созывали общий сход (ижлас) представителей селений. С середины XIX века главным лицом в сельском управлении становится старшина (кавха).

Широко отмечали Ураза-байрам, Курбан-байрам, праздник начала весны — Навруз (Юхьванин йыгь), первой борозды (Вейца аччес). На Навруз готовили особое блюдо из зёрен и вяленого мяса, пекли фигурные хлеба, красили яйца, зажигали костры, пели обрядовые песни. Возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ отмечалось скачками, собачьими боями, состязаниями борцов, танцами, жертвоприношениями. Летний праздник Сейран проводили до начала сенокоса у священных гор в течение трёх дней.

Фольклор испытал влияние культуры азербайджанцев. Песни исполнялись на родном и азербайджанском языке, рассказы, сказки, плачи — на родном. Музыкальные инструменты — тар, саз, зурна, барабан.

Сформировалась национальная интеллигенция. Происходит возврат к письменности на родном языке (цахурский алфавит на латинской основе был составлен в начале 1930-х гг.).

А. И. Исламмагомедов, Г. А. Сергеева

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 606-608.

Этнос: