Чуркина Искра. От косезов и хорутан - к современным словенцам

Уже в ходе переселения словенцы попали под власть аваров. В 623 году они совместно с чешскими и моравскими племенами сбросили аварское иго и образовали первое славянское государственное объединение, известное в истории как государство Само (по имени племенного вождя). В его составе Карантания имела определенную самостоятельность. После смерти Само в 658 году его государство распалось. Хотя Карантания и осталась независимой, все же бесконечные набеги аваров вынудили в 745 году князя Борута отдать ее под покровительство баварского герцога Одило. В 788 году Карантания вместе с Баварией вошли во Франкскую империю.

Потомки древних словенцев- косезы - занимали привилегированное положение по отношению к остальной массе крестьян: они были лично свободны, имели свой суд и пользовались правом носить оружие. Представители косезов обладали правом возводить на престол воеводу (герцога). Сначала выборы воеводы происходили из среды карантанцев. Но в 810 году Карантания приняла участие в восстании хорватского князя Людевита Посавского против франков. Повстанцы были разбиты, а Карантания потеряла остатки автономии и превратилась в одно из герцогств, которыми управляли немецкие феодалы.

Обряд возведения на престол герцога просуществовал до 1415 года. Торжество происходило на Госпосветском поле возле Клагенфурта (по-словенски Целовец), куда герцог приходил облаченный в крестьянскую одежду, ведя за собой быка и кобылу. На Княжьем камне сидел старейший член семьи косезов, имевших наследственное право возводить на престол воеводу. Он задавал воеводе несколько вопросов на словенском языке, затем получал от него 60 денариев, быка и кобылу, после чего уступал герцогу свое место. Избранный правитель подтверждал под присягой старые права и привилегии местной знати.

Завоевание Карантании немцами шло бок о бок с христианизацией. С середины VIII века при поддержке карантанской знати стало усиленно внедряться христианство. Если сам Борут был язычником, то его наследники, сын Горазд и племянник Хотимир, стали христианами. Однако свободные общинники, возглавляемые языческими жрецами, яростно сопротивлялись новой религии. В 763 году они подняли восстание против немецких миссионеров. Еще более широкое антихристианское выступление началось в Карантании в 769 году после смерти Хотимира. Все баварцы и христианские проповедники были изгнаны. Однако тремя годами позже баварцы при содействии местного князя Вальтунка сумели подавить сопротивление повстанцев.

Нижняя Паннония в конце VIII века попала под власть франков, разбивших ее прежних владетелей - аваров. В середине IX столетия в связи с созданием Великоморавской державы франкский король Людовик Немецкий основал здесь вассальное княжество во главе с Прибиной, заклятым врагом великоморавского князя. Однако сын Прибины Коцель сблизился с великоморавским князем Ростиславом на почве неприязни к франкам. Он приблизил к себе Кирилла, Мефодия и их учеников. На Коцеля произвела большое впечатление встреча со славянскими просветителями при проезде их через его владения в Великую Моравию. Согласно житию Кирилла, Коцель полюбил славянские книги и дал на обучение братьям 50 учеников. В 869 году против франков вспыхнуло восстание славянских племен от берегов Лабы до Нижней Паннонии. Великая Моравия и Нижняя Паннония стали независимыми. Ростислав и Коцель добились от Рима создания нового архиепископства, охватывавшего оба славянских княжества. Во главе его был поставлен Мефодий. Но в 870 году Ростислав был выдан своим племянником Святославом немцам, а Мефодий и его ученики были изгнаны из Великой Моравии. Они перебрались в Нижнюю Паннонию. Княжество Коцеля продержалось еще некоторое время, но в 874 году немцы захватили и его. Богослужение на славянском языке было запрещено, а проповедь христианского учения снова перешла в руки немецких миссионеров. В X веке Паннония была захвачена ордами кочевников-венгров, которые ассимилировали местное славянское население и создали здесь свое государство.

Таким образом, к концу IX века большая часть словенских земель оказалась под властью немцев, господство которых продолжалось более тысячи лет. Принятие христианства от завоевателей способствовало порабощению: словенский народ стал формироваться как народ с неполной социальной структурой. Крестьяне по своей этнической принадлежности были словенцами, а феодалы - немцами и частично итальянцами. В отличие от славян, принявших христианство от Кирилла и Мефодия и их учеников, словенцы не получили своей письменности и вплоть до XVI столетия оставались бесписьменным народом. В результате завоевания словенцы потеряли две трети территории, которую занимали после переселения.

К XII веку на словенской территории сложилось несколько стабильных территориально-политических единиц (провинций или земель) - Каринтия, Штирия, (в обеих словенцы составляли только две трети населения, а треть - немцы), Крайна (по преимуществу словенская), Горица с Приморьем (кроме словенского, там имелось и итальянское население). Эти провинции входили в состав Священной Римской империи, в пределах которой шла непрерывная борьба за власть. На словенских землях она особенно активно развернулась в XIII веке. Одно время ими владел чешский король Пржемысл II Отокар. Но в 1278 году после победы над ним Рудольфа Габсбурга часть словенских территорий перешла к последнему. В XIV веке почти все словенские земли стали владениями Габсбургов, войдя в состав их коронных земель.

В XII-XIV веках в словенских землях происходил экономический подъем: крестьяне осваивали новые территории, появились новые города (Любляна, Камник, Крань), оживилась промышленность и торговля в городах, сохранившихся с римских времен (Триест, Копер, Птуй). На базе добычи и обработки железной, свинцовой руды и ртути возникли и успешно развивались новые промышленные центры - Идрия, Железники, Плиберк. Во всех этих городах, как правило, высшие слои населения составляли немцы, низшие и отчасти средние - словенцы.

К концу XV века положение словенских крестьян резко ухудшилось: возросли феодальные повинности, стал запрещаться переход от одного помещика к другому. Положение усугублялось интенсивными турецкими набегами, которые продолжались до конца XVI столетия. До 1508 года в словенских землях погибло от турок или было уведено ими в плен около 200 тысяч человек.

Для городов, которые были в значительной степени словенизированы, важной вехой стал XVI век. С 1520-х годов там начал распространяться протестантизм. Чтобы донести идеи реформации до горожан и крестьян, протестанты стали проводить богослужения и издавать богослужебные книги на словенском языке. Протестантский священник Примож Трубар в 1550 году издал две первые словенские книги "Абецедарий" и "Малый катехизис". Его подвигло к этому не только религиозное рвение, но, как он писал в обращении к соотечественникам, "та великая любовь и приязнь, которую я испытываю ко всем вам". Примеру Трубара последовали и другие протестанты: Ю. Далматин перевел на словенский язык Библию, А. Богорич опубликовал первую грамматику словенского языка (1584).

В 1517 и 1526 годах в Москве побывал в качестве посла императора Священной Римской империи уроженец Словении немецкий феодал Сигизмунд Герберштейн. В 1549-м он опубликовал "Записки о Московии", одно из первых сочинений в Европе, в котором давались достоверные сведения о русском государстве. В немецком переводе своей книги Герберштейн успех своей миссии приписывал знанию словенского языка, "который похож на русский язык и без которого я бы не понял народной речи".

Вскоре католическая церковь при поддержке Габсбургов начала решительное наступление на протестантов: сначала с коренных земель были изгнаны протестантские проповедники, а в 1601 году всем протестантам-горожанам предложили покинуть страну в три дня. Контрреформация действовала очень жестко: протестантские церкви передавались католикам, книги, изданные протестантами, сжигались.

XVII - начало XVIII века - время экономического упадка словенских земель. Уменьшилось население городов в связи с оттоком из них протестантов, многочисленные войны, которые вели Габсбурги, приводили к застою в промышленности и в торговле. Контрреформация нанесла удар и словенской культуре - с 1615 по 1672 год не вышло в свет ни одной словенской книги.

 Словенское возрождение началось в последней четверти XVIII века. В 1768 году вышла в свет "Краинская грамматика" августинского монаха Марка Похлина, в которой он призывал соотечественников не стыдиться родного языка. В 1780-е годы в Любляне действовал кружок словенских патриотов: А. Линхарт написал историю Карантании, первый словенский поэт В. Водник редактировал первую словенскую газету, Б. Кумердей много сделал для развития словенской школы, наконец Е. Копитар вместе с чехом Й. Добровским стал одним из основателей научного славяноведения. Надежду словенских просветителей на лучшее будущее своего народа укрепляло существование могучей славянской России.

Стимулом национального развития словенцев стало создание Наполеоном Иллирийских провинций (1809-1813) с центром в Любляне. Французы провели там ряд реформ, способствовавших модернизации экономики, ввели обучение на родном языке в начальной школе. Эти преобразования были частично сохранены после возвращения словенских земель под власть Габсбургов. В 1821 году в Любляне (нем. Лайбах) прошел один из самых известных конгрессов Священного Союза, на котором присутствовал царь Александр I с многочисленной свитой.

Вплоть до революции 1848 года словенское национальное движение развивалось в рамках культуры. В это время творил великий словенский поэт Франце Прешерн, сделавший для словенской литературы так же много, как и Пушкин для русской. Благодаря трудам Копитара оформился словенский литературный язык. Широко распространились идеи славянской взаимности. Некоторые словенские патриоты восприняли идеи иллиризма. Его сторонники считали всех южных славян единым народом с общим языком и общей культурой.

Во время революции 1848-1849 годов либералы выдвинули первую политическую программу - программу объединенной Словении. Она предусматривала соединение всех словенских земель в автономную единицу, которая имела бы свое представительное собрание, свое правительство и где словенский язык был бы введен во всех школах и учреждениях. Некоторые словенские политики из сторонников иллиризма (например, М. Маяр) считали, что Словения должна объединиться с Хорватией и сербской Воеводиной и как совместная административно-политическая единица войти в Австрию на началах автономии.

После введения конституционного правления в Австрии в 1860-1861 годах общественно-политическая жизнь в словенских землях активизировалась. В городах и многих крупных селах возникли читальни, отделения молодежного спортивного общества Южный Сокол. В 1864 году было основано общество по изданию и распространению словенских книг - Словенская матица, в 1867-м - Драматическое общество. В 1868-1871 годах словенские национальные деятели организовали 18 политических митингов (таборов), на которых присутствовали десятки тысяч крестьян и горожан. Включение широких кругов словенцев в национальное движение дало новый толчок развитию словенской культуры: появились талантливые поэты С. Енко, Й. Стритар, прозаики Ф. Левстик, Й. Юрчич, композитор Д. Енко и другие. Крупнейшим европейским славистом второй половины XIX века стал словенец Ф. Миклошич.

 С 1870-х годов в словенских землях, как и во всех габсбургских владениях, наступил глубокий экономический кризис. Со словенских земель началась массовая эмиграция: всего до конца XIX века уехало около 100 тысяч человек, главным образом в Америку. В 1890-е годы в словенских землях образовалось три партии: Католическая национальная партия (клерикалы), Национально-прогрессивная партия (либералы), Югославянская социал-демократическая партия. Особого успеха добились клерикалы. В их рядах образовалась группа христианских социалистов, которые сумели организовать кооперативное движение среди малоимущих слоев населения.

 В конце XIX века власти резко усилили политику германизации словенских земель. Им активно помогали многочисленные немецкие организации, действовавшие в пограничных районах словенской территории (Штирия и Каринтия). С этой политикой боролись все словенские партии. Многие словенские политики видели в создании югославянской политико-административной единицы в пределах Габсбургской монархии единственный путь для сохранения словенцев как самостоятельного народа. Среди них крепли симпатии к России.

С началом Первой мировой войны начались преследования словенских национальных деятелей, многие из которых (либералы, социал-демократы и часть клерикалов) отказались участвовать в антисербской и антирусской кампании, развернувшейся в печати по указанию правительства. Только правые клерикалы поддержали усилия властей. В массе словенского населения господствовала апатия. Радикальная молодежь проявляла свои симпатии к сербам и русским: некоторые бежали в Сербию, чтобы сражаться на ее стороне, многие, попав на русский фронт, стремились как можно скорее сдаться в плен.

     С конца 1916 года в словенском обществе стали нарастать антиавстрийские настроения. Летом 1917-го начались антивоенные демонстрации в городах, в 1918-м восстали некоторые словенские воинские подразделения, в оппозицию Вене перешли даже многие клерикалы. Их лидер Антон Корошец стал одним из главных югославянских деятелей.

5-6 октября 1918 года было образовано Народное вече в Загребе, которое практически стало правительством югославянских земель. 29 октября по его инициативе провинциальное собрание в Загребе объявило об образовании независимого от Австро-Венгрии государства словенцев, хорватов и сербов. 1 декабря 1918 года делегация Народного веча вручила сербскому принцу-регенту Александру решение об объединении нового государства с Сербией и Черногорией. В тот же день Александр объявил о создании Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года Югославия). В королевство вошли не все словенские земли: около 30% словенцев оказались в Италии и Австрии. В новом государстве словенцы получили возможность занимать высшие должности вплоть до министерских постов в правительстве, улучшились условия для развития культуры: словенский стал языком обучения во всех школах, в 1919 году был основан университет в Любляне, в 1938-м - Словенская Академия наук и искусств, а через год - Музыкальная академия. Определенный толчок развитию словенской культуры дала деятельность русских эмигрантов.

Вместе с тем централизаторская политика Белграда вызывала резкое недовольство широких общественных кругов от коммунистов (Коммунистическая партия Словении была создана в апреле 1920 года) до клерикалов. Популярность приобрел лозунг "Хотим быть не под Белградом, но только рядом с Белградом".

Накануне развязывания фашистами войны с Югославией словенская прогрессивная интеллигенция возлагала свои надежды на СССР. В 1940 году было создано Общество друзей Советского Союза, в которое вошли коммунисты, либералы, христианские социалисты. 6 апреля 1941 года немцы, итальянцы и венгры вторглись в Югославию, а уже 17 апреля в Белграде был подписан акт о капитуляции. Словенские земли оказались разделенными между Германией (северные районы), Италией (южная часть) и Венгрией (крайний северо-восток). Словенское население на этих территориях оккупанты предполагали полностью ассимилировать. Наиболее энергично действовали немцы, которые планировали включить Штирию и северную Крайну в германский рейх. С первых же месяцев оккупации они стали выселять из этих земель словенскую интеллигенцию и национально ориентированных словенцев. Жесткую политику проводили и итальянские власти.

С первых же дней оккупации словенские патриоты начали сопротивляться захватчикам. 27 апреля был создан подпольный Освободительный фронт Словении, основу которого составили члены Общества друзей Советского Союза. Его ведущей силой стали коммунисты. Нападение Германии на СССР явилось сигналом к восстанию, которое началось 22 июля 1941 года. Массовый характер сопротивления привел к тому, что часть словенской территории была освобождена партизанами. В партизанских отрядах рядом со словенцами сражались советские военнопленные, итальянские и немецкие антифашисты. В мае 1945 года словенские партизаны при поддержке НОАЮ освободили словенские земли.

В результате победы антифашистской коалиции словенцы получили часть своих территорий в Крайне и Приморье, которые после Первой мировой войны отошли к Италии. В Италии остались Триест и Горица, словенские земли в Каринтии также остались в Австрии.

После освобождения Югославия возродилась на новых началах. Новое государство, Федеративная народная республика Югославия (ФНРЮ) была провозглашена 29 ноября 1945 года.

Она объединила шесть республик, каждая из которых имела свой парламент и правительство, обладавшие значительными правами. Словения впервые получила территориально-политическую автономию.

В новых условиях экономика и культура Словении успешно развивались. В 80-х годах Словения являлась наиболее развитой республикой Югославии. Занимая 7,9% территории страны, Словения имела удельный вес в ее национальном доходе 14,7%. Но с конца 60-х годов в Югославии начали обостряться межнациональные отношения. В первой половине 80-х, после смерти признанных руководителей страны И. Броз Тито, Э. Карделя, В. Бакарича, к межнациональным трениям добавились противоречия между отдельными республиками, вызванные нарастающим экономическим кризисом. Руководство в Белграде пыталось преодолеть его с помощью централизаторских методов, унификации культурной сферы многонационального государства.

23 декабря 1990 года в Словении был проведен плебисцит, на котором 90% голосовавших высказались за независимость страны. 25 июня 1991 года республика официально вышла из состава Югославии. В декабре 1992-го произошли выборы новых органов власти - Государственного собрания, Государственного совета и президента. Первым президентом был избран лидер коммунистов-реформаторов Милан Кучан. Словению признало большинство стран мира. 22 мая 1992 года она вступила в ООН и с тех пор является полноправным членом мирового сообщества.

 

*Автор - доктор исторических наук.

Этнос: