Германцы древние, обширная группа племён, принадлежавших к индоевропейской семье языков и занимавших к 1 в. до н. э. территорию между нижним Рейном и Вислой, Дунаем и Балтийским и Северным морями и южную Скандинавию.
В письменных источниках сведения о Г. впервые встречаются у Питеаса из Массилии (4 в. до н. э.), но лишь Юлий Цезарь (1 в. до н. э.) увидел в них особую этническую группу, отличную от кельтов.
Первые контакты между Г. и Римом относятся к концу 2 в. до н. э. (вторжение кимвров и тевтонов). В 58 до н. э. Цезарь нанёс поражение свевам во главе с Ариовистом, а в 55 отбросил за Рейн узипетов и тенктеров. В 1 в. до н. э. римлянам удалось поставить под свою номинальную зависимость Г., живших к В. от Рейна (вплоть до Везера), но с 1 в. н. э. в результате восстания херусков и др. герм, племён Рейн и Дунай стали границей между рим. владениями и владениями Г.; от ср. Рейна до верх. Дуная был выстроен римский пограничный вал (limes roraanus).
По географическому признаку Г. делились на племена, жившие между Рейном, Майном и Везером (батавы, бруктеры, хамавы, хатты, убии и др.), на побережье Сев. м. (хавки, англы, варины, фризы), от ср. и верх. Эльбы до Одера (свевы, маркоманны, квады, лангобарды, семноны), между Одером и Вислой (вандалы, бургунды, готы), в Скандинавии (свионы, гауты).
В 1 в. до н. э. Г. жили родовым строем. Для ряда герм, племён (особенно в Сев. Германии и Ютландии) характерны уже прочная оседлость и первенствующее значение земледелия. Некоторые племена ещё не осели окончательно, особенно важную роль в их х-ве играло скотоводство. В земледелии господствовала переложная система. В первые века н. э. уже применялся плуг с железным лемехом. Г. выращивали ячмень, рожь, овёс, возможно пшеницу, некоторые овощи, а также лён, коноплю, вайду. В Сев. Германии из руды добывалось железо. Имелись медные и серебряные рудники. Г. известны были ткачество, гончарное дело. Существовал обмен как между германскими племенами, так и с соседними странами.
В 1 в. до н. э. основной хоз. единицей у Г. была родовая община. Частная собственность на землю отсутствовала. Члены общины совместно обрабатывали землю, которая ежегодно подвергалась переделу (между родами). В 1 в. н. э. (как можно судить по данным Тацита) у Г. появилась земледельческая община. Собственность на землю оставалась коллективной, но х-во велось теперь отд. семьями ("большими семьями"). Периодически происходили переделы земли. Все члены общины совместно пользовались неподелёнными угодьями. Г. жили деревнями или хуторами. Они строили бурги (городища), служившие убежищами во время войны. Главную роль в производстве играли свободные общинники, которые имели равные права и обязанности (владения землёй, ношения оружия, участия в ополчении, посещения нар. собраний и т. д.). Но социальная дифференциация уже зарождалась. Существовало рабство патриархального типа. Гл. источником его была война. Из общей массы свободных начала выделяться родовая знать, в руках к-рой сосредоточивалось более значит, движимое имущество (рабы, скот и др.), а затем и большее количество земли, чем у остальных свободных. Вожди и знатные люди имели дружинников. Война, которая стала постоянным промыслом, играла большую роль в накоплении богатств. Знатные отличались от рядовых свободных одеждой и вооружением. Гл. социальным противоречием, зарождавшимся у Г., было противоречие между знатью и рядовыми общинниками. Начали возникать союзы племён, но они носили неустойчивый характер. Верховная власть в племени принадлежала нар. собранию, к-рое решало вопросы войны и мира и др. важные дела, избирало старейшин и воен. вождей племени, творило суд. Старейшина племени руководил ходом нар. собрания, ведал внеш. сношениями. Он получал часть суд. штрафов в свою пользу, а также добровольные дары от населения. Воен. вождь командовал ополчением во время войны. Он в большинстве случаев избирался из круга знатных семей. У некоторых герм, племён к началу н. э. существовала королев, власть. Король с функциями и правами старейшины сочетал власть воен. вождя. Власть короля была ограничена нар. собранием и советом старейшин. Короли избирались всеми свободными, но из ограниченного круга знатных родов. В отд. случаях возникали зачатки наследств, королев, власти. Рядовые общинники продолжали участвовать в обществ. управлении: нар. собрание играло ещё важнейшую роль в жизни племени и рода, но, помимо нар. собрания, большое значение приобрёл совет старейшин, решающее влияние в к-ром имела родовая знать; в воен. деле гл. значение сохраняло ополчение всего племени (хотя роль дружин возрастала).
В 3-4 вв. у Г. заметен рост производительных сил. Применение плуга с железным лемехом, колёсного плуга с широким ножом и отвальной доской стало почти повсеместным. Расширилась площадь обрабатываемых земель за счёт лесов. Предметы вооружения (шлемы и др.) и металлическая утварь свидетельствуют о значит, повышении искусства обработки металлов. Вошёл в употребление гончарный круг. Расширилась торговля с Римом. Отдельные герм, племена поступали на службу к Риму в качестве федератов или селились на римской границе в качестве летов. У Г. произошла перегруппировка племён и возникли новые племенные союзы, которые носили более устойчивый характер, чем прежде: союзы алеманнов, саксов, франков, готов и др. Рост производит, сил вёл к усилению имуществ. дифференциации и к постепенному разложению родового строя. У Г. усиливались наследств, королев, власть и наследств, знать, ослабевало значение нар. собрания, возникали зачатки гос. власти. Установление более тесных контактов между Г. и Римской империей, в свою очередь, ускоряло процесс разложения родового строя у Г. Во 2-3 вв. Г. усилили натиск на границы Рим. империи. Во 2-й пол. 2 в. происходила маркоманская война. Затем алеманны и бургунды, обитавшие прежде к В. от Эльбы, придвинулись к Рейну. В 3 в. алеманны захватили т. н. декуматные поля (земли между Рейном, Дунаем и Неккаром). Готам Рим уступил в кон. 3 в. Дакию. В 4-6 вв. Г. сыграли важнейшую роль в т. н. Великом переселении народов, одним из результатов к-рого явилось образование варварских королевств Г. на территории Зап. Рим. империи. Взаимодействие обществ, отношений Г. с отношениями разлагавшегося римского рабовладельческого общества имело важное значение для развития феодализма в ряде стран Зап. Европы. Герм, племена составили основу в формировании (этногенезе) ряда совр. зап.-европ. народов: немцев, голландцев, фламандцев, датчан, шведов, норвежцев и некоторых др.; германские языки стали яз. мн. народов Европы.
Источниками изучения культуры Г. являются гл. обр. античные авторы, археологические, а также письменные памятники раннего средневековья (варварские правды, эпос и др.), в к-рых отражены пережитки духовной жизни предшеств. периода. У Г. существовало устное лит. творчество. Наибольшее значение имел героич. эпос, о к-ром сообщает уже Тацит, имелись также рабочие, свадебные, погребальные и боевые песни. Отношения внутри племени регулировались обычаем. Правовая традиция, к-рой пользовались на судебных собраниях, по-видимому, фиксировалась в стихотворной форме. Уже в начале н. э. (а может быть, и ранее) у Г. существовали письмена - руны, к-рые первоначально использовались лишь для магических и культовых целей. Для религиозных представлений Г. характерны почитание сил природы (огня, небесных светил), олицетворение их в виде богов (Вотан, Доннар, Циу). Нек-рые божества носили племенной характер, и поклонение им было локально ограничено. На сев. побережье Германии, напр., ряд племён почитал богиню Нерту. Согласно Тациту, Г . делали попытки составить генеалогию богов - прародителей отдельных племён; прародителем трёх осн. групп герм, племён, упоминаемых Тацитом,- ингвеонов, иствеонов и эрминонов - считался первый человек - Манн, сын бога Туисто, рождённого верховной богиней-матерью-землёй. Существовала вера в загробную жизнь, о чём свидетельствуют наличие оружия и предметов обихода в погребениях и культ предков. Во 2-й пол. 3-4 вв. обычай сожжения трупов умерших уступает место их захоронению. Г. приносили жертвы богам (людьми и животными). У них имелись жрецы и предсказательницы. В источниках упоминаются особые места культа - священные рощи, но храмов, очевидно, не было.
В соответствии со сдвигами в социальных отношениях, связанными с процессом разложения родового строя, и воздействием античной цивилизации духовная культура Г. в 4-5 вв. претерпевает изменения. Они выражаются в распространении христианства (у вестготов в 4 в., у бургундов и франков в 5 в. и т. д.), появлении собственной письменности (у вестготов в 4 в.), записи права (см. Варварские правды) и др.
Наступает расцвет искусства Г. "Филигранный стиль" изделий из золота со сканью и зернью сменился с 4 в. "по-лихромным стилем", распространявшимся гл. обр. готами; золотые изделия (часто в виде птиц или цикад) инкрустировались шлифованными альмандинами или гранатами, цветным стеклом или эмалью, золотые перегородки составляли красивый узор. В сер. 6 в. наступило господство "звериного стиля", всё более сложного плетения орнаментальных мотивов, среди к-рых различимы причудливые очертания фантастич. животных и птиц. Изобразит, иск-во было слабо развито и представлено несколькими рельефными изображениями божеств (4- 7 вв.). У Г. известны как хижины, так и дома на каркасе из вертикальных столбов, позже рубленые. Брусья, балки, колонки украшались резьбой и росписью.
A. P. Корсунский.
Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 6. Газлифт – Гоголево. – М., Советская энциклопедия. – 1971.
Литература:
Энгельс Ф., К истории древних германцев, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19;
Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21;
Древние германцы. Сб. документов под ред. А. Д. Удальцова, М., 1937.
Грацианский Н. П., К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря, в его кн.: Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья, М., 1960;
Неусыхин А., Роль земледелия в хозяйственной жизни древних германцев, "Уч. зап. Ин-та истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук ", 1927, т. 2;
Неусыхин А., Военные союзы германских племён около начала н. э., там же, 1929, т. 3;
Удальцов А. Д., Родовой строй у древних германцев, в кн.: Из истории западноевропейского феодализма, М. - Л., 1934 ("Известия Гос. Академииисторииматериальнойкультуры", в. 107);
Nоrdеn Е., Alt-Germanien Volker- und Namenge-schichtliche Untersuchungen, Lpz.- В., 1934;
Otto К. Н., Deutschland in der Epoche der Urgesellschaft..., В., 1960;
Walser G., Caesar und die Germanen, Wiesbaden, 1956; Piсtоn R., Early German art and its origins..., L., [1939];
Ноlmqvist W., Germanic art during the first millenium A. D., Stockh., 1955.