Ахвахцы (самоназвание - ашвадо) - один из малочисленных народов Дагестана, исторически ассоциированный с аварцами. Соседние аварцы, каратинцы, багулалы и другие называют их садакълиду, остальным аварцам они известны как гIахъвалал. Прочие дагестанские народы от аварцев их, как правило, не отличают (Лугуев, 1983. С. 6).
Территориально ахвахцы делятся на северных и южных. Северные ахвахцы (Цунта-Ахвах) расселялись на северных склонах Богосского хребта, на северо-западе Дагестана, в ущельях, образованных правыми притоками р. Андийское Койсу. Это селения Кванкеро, Цвакилколо, Тад-Магитль, Лологонитль, Кудияб-Росо, Изано и окружающие их хутора (ныне Ахвахский р-н). К юго-востоку от них, по восточным склонам Богосского хребта, по левым притокам р. Аварское Койсу, были расположены селения южных ахвахцев (Ратлу-Ахвах) - Цекоб, Тлянуб и Ратлуб (ныне Шамильский р-н). Те и другие поселения образовались за счет населения тухумных поселений, число которых значительно превышало сотню. Процесс этот, начавшийся где-то в послемонгольский период, затянулся на шесть-семь столетий, завершившись лишь к концу XIX - началу XX в. Соседями ахвахцев на северо-востоке и юго-востоке являются аварцы, на западе - багулалы, на юго-западе - тиндалы, на севере - каратинцы. С XVII-XVIII вв. часть ахвахцев поселилась в Закатальском р-не Азербайджана и живет там, либо смешавшись с местным населением (селения Закаталы, Джар и др.), либо особняком, отдельно (сел. Ахвахдере). В советский период часть ахвахцев осела на Кумыкской равнине. Общая их численность превышает 6 тыс. человек (в том числе на исторической этнической территории немногим более 4 тыс.).
Область расселения ахвахцев представляет собой гористую местность (высота вершин - 1500 и более метров), расчлененную ущельями и горными долинами. Климат континентальный, со значительными перепадами температуры воздуха в зимние и летние месяцы. Склоны гор представляют собой прекрасные пастбища для выпаса скота, на определенной высоте переходящие в альпийские и субальпийские луга. Лесов не много. Реки и ручьи многочисленны, достаточно многоводны. Здесь водятся туры, кабаны, волки, зайцы, лисы, много перепелок, рябчиков, встречаются фазаны.
Ахвахцы - кавкасионцы, т.е. классические представители кавказского типа большой европеоидной расы. Говорят на ахвахском языке, который относится к андо-цезской подгруппе нахско-дагестанской группы северокавказской семьи языков и делится на два диалекта - северный и южный. Ахвахцы являются трехъязычным этносом, большая часть населения говорит еще на аварском и русском языках. Аварский язык служит средством общения ахвахцев не только внутри этноса (для носителей разных диалектов), но и при контактах с другими андо-цезскими народами. Письменность - на аварском языке, на русской графической основе. Еще раньше, с начала XIX в. существовала письменность на аварском и ахвахском языках на основе арабской графики. В настоящее время делопроизводство и обучение в школе ведутся на русском и аварском языках.
Археологические материалы свидетельствуют о заселенности этнической территории ахвахцев с эпохи энеолита. Сравнительно-исторический анализ данных археологии, этнографии, истории позволяет говорить о непрерывности процесса культурно-экономического развития местного населения, а также о преемственности форм хозяйства, культуры и быта. В древний период истории ахвахцев складывается раннеземледельческая культура и формируется восточнокавказская этнокультурная общность (V-IV тыс. до н.э.). Примерно с III тыс. до н.э. указанная общность начинает распадаться на отдельные субобщности. Именно последние где-то с I тыс. до н.э. явились основой для образования отдельных дагестанских племен.
Население Ахваха образовалось в период раннего средневековья; позднее (XVI-XVII вв.) оно пополнилось переселенцами из различных частей Аварии, главным образом хунзахскими аварцами.
Первые сведения о племенах, расселившихся на северных склонах Главного Кавказского хребта, восходят к начальным векам нашей эры. Племена андо-цезов известны античным писателям под общим наименованием дидури. Страбон, Клавдий Птолемей, Плиний Старший и другие локализовали андо-цезов приблизительно на их нынешних этнических территориях, за пределами границ Кавказской Албании. Дальнейшее их проживание на тех же территориях подтверждают армянские, арабские, грузинские, сирийские и прочие авторы. Археологические материалы, датируемые серединой I тыс. до н.э., говорят о местном населении как о земледельцах, оседлых скотоводах, обществах с высокой культурой металлообработки (Бухарабское и Местерухское поселения, Тадмагитлинский, Кудиябросинский, Каратинский могильники, Арчовское жертвенное место и др.). Средневековые грузинские хроники XVII в. среди племен Дагестана выделяют уже ахуалов, ахвалов. Косвенные сведения из этих хроник позволяют говорить об активном участии ахвахцев вместе с другими дагестанскими народами в военно-политических событиях Восточного Кавказа.
С XV-XVI вв. в силу ряда внутренних и внешних причин этнополитическое объединение Дидо распадается, в результате чего, в частности, образовался самостоятельный союз сельских общин - "вольное общество" Ахвах. Вся последующая история ахвахцев в значительной степени - это история борьбы против идеологического и территориального наступления со стороны хунзахских ханов и гидатлинцев. На рубеже XVI-XVII вв. часть территории Ахваха была отторгнута от союза и вошла в состав общества Гидатль (Ратлу-Ахвах, селения Ратлуб, Цекоб и Тлянуб). Вместе с другими горцами Дагестана ахвахцы испытали на себе все тяготы иноземных нашествий, храбро и самоотверженно сражались с врагами. Особенно много сил отдано горцами борьбе против иранской и турецкой экспансии. В освободительной борьбе Дагестана и Чечни против царизма ахвахцы принимали самое активное участие, примкнув к Шамилю с начала 1840-х годов. С 1860-х годов в Ахвахе, как и во всей Дагестанской области, было введено военно-народное управление. В настоящее время вместе с каратинцами, аварцами и небольшим числом багулалов (селения Тлибишо и Тлисси) они образуют Ахвахский р-н Республики Дагестан, частью входят и в Шамильский р-н.
Численность ахвахцев со второй половины XIX в. до первых десятилетий XX в. составляла: в 1866 г. - 2464 человека, в 1886 г. - 3585, в 1894 г. - 3725 и в 1916 г. - 2901 человек (Ибрагимов, 1981. С. 101-103, 105). Причины такого спада численности населения пока не выяснены. В советское время численность ахвахцев в Дагестане увеличилась. По данным на 1926 г., их уже было 3700, а на 1 января 1938 г. -4700 человек. Поскольку при дальнейших переписях ахвахцы брались на учет как аварцы, мы можем оперировать лишь цифровыми данными, характеризующими численность населения по отдельным селениям. В названных нами селениях Ахвахского (шесть селений) и Шамильского (три селения) районов насчитывалось соответственно 2059 и 1265 человек в 1959 г.; 3250 и 1150 человек в 1970 г.; 3955 и 1090 человек в 1979 г.
Ахвахцы входят в Дагестанскую историко-культурную область, которая характеризуется масштабностью и достаточно высоким уровнем горного, в том числе и террасного земледелия, значительным удельным весом посевов ячменя и других зерновых культур, большим значением в хозяйстве промыслов и отходничества. Территория ахвахцев входит в указанную область в качестве этнокультурного района и хозяйственно-культурного ареала. Последний складывается из совокупности особенностей зональной культуры, вытекающих из при- родно-географических и климатических условий обитания и соответствующей хозяйственной специализации.
Горный (среднегорный) хозяйственно-культурный ареал, куда входят ахвахцы, - это ареал пашенных земледельцев и отгонных скотоводов. Земледелие здесь занятие всеобщее, но не главная отрасль хозяйства. Взаимосвязь и взаимообусловленность земледелия (террасного) и скотоводства, по сравнению с равнинным ареалом, слабо выражена. Для поселений характерны склоновые и террасообразные формы, плотная застройка и компактность жилища. В народной одежде наблюдаются специфические черты, отмечается своеобразие различных видов одежды, распространены вареные мучные изделия - хинкалы; быт характеризуется своеобразием праздников (Османов, 1996. С. 236-237, 292).
Современная экономика представляет собой часть агропромышленного комплекса Дагестана. С созданием в советский период равнинных прикутанных хозяйств экономика ахвахцев получила развитие как многоотраслевая. Земледелие на частнопарцеллярной основе перестало существовать, на смену пришла уже крупная колхозно-совхозная собственность. Коллективные формы господствовали и в животноводстве. В результате со временем многое из народного трудового опыта, веками апробированное и рациональное, было заброшено и забыто. Тем не менее индустриализация республики и механизация сельского хозяйства обусловили подъем экономики и рост общего жизненного уровня ахвахцев.
Ахвахский союз общин представлял собой экономическое и военно-политическое образование, объединившее усилия отдельных обществ в хозяйственной деятельности и борьбе с земельными притязаниями феодальных образований и соседних союзов. В случае необходимости собиралось народное ополчение, состоящее из всех совершеннолетних мужчин Ахваха (Шиллинг, 1993. С. 207). Руководил ополчением выборный предводитель, очень часто это был представитель духовенства. Для решения вопросов, касавшихся интересов всех обществ, члены последних собирались в районе сел. Тад-Магитль. Каждое из сельских обществ представляло собой самоуправляемую, саморегулируемую и самоконтролируемую единицу. Высшим органом здесь выступал сход мужского совершеннолетнего населения общества, повседневные управленческие, административные и судебные функции в котором выполняли старейшины (они же были главами тухумов), а также кадий, мулла, два-три исполнителя и глашатай. Нормы общественных, межтухумных, межсемейных, внутрисемейных и межличностных отношений регулировались положениями обычного права - адата и шариатскими (мусульманско-правовыми) установлениями. Каждая семья являлась собственником небольшого пахотного участка, сенокоса, того или иного количества скота, жилья, хозяйственных построек и домашнего имущества. Все пастбища, часть сенокосов, пустоши, лесные массивы, водоемы считались коллективной собственностью общества. В социально однородной среде ахвахцев задолго до XIX в. выделились местная управленческая верхушка, состоятельные скотоводы и землевладельцы, представлявшие собой феодализирующуюся прослойку общества. Незначительное число сословно неполноценных членов обществ (потомков бывших рабов - лагов) сколь-нибудь значительной роли в общественных отношениях не играло.
Культ стариков, глубокое почитание старшего по возрасту укоренились в общественном сознании, в поведенческих нормах. Такое положение вещей нельзя рассматривать лишь как наследие патриархальных пережитков. Мнение стариков, слово старшего, знатоков местных обычаев и традиций, носителей и передатчиков хозяйственного опыта и ценностных ориентаций ставились очень высоко.
Условия социальной жизни общества, общественно одобряемые качества представителей различных половозрастных групп и традиционные нормы культуры поведения находились в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Ахвахское общество развивалось в обстановке постоянного напряжения, сложившегося в условиях непрерывной борьбы за свои земли и свободу. Поэтому военное мастерство, а вместе с ним храбрость, отвага, готовность к самопожертвованию считались главными качествами мужчины, юноши. Все это формировало чувство собственного достоинства, которым должно было быть проникнуто поведение мужчины. В то же время в идеале от мужчины требовалось, чтобы такое же право на личное достоинство он уважал и в собеседнике. Подобными же или сходными путями формировались в обществе и такие требования при общении, как краткость, немногословие, доброжелательное внимание и др. Определенный отпечаток на поведенческие характеристики накладывали и предъявляемые к мужчинам требования скромности, добросердечия, сдержанности, неприхотливости и выносливости, честности и т.д. Женщине следовало быть скромной, благовоспитанной, душевной. В обществе люди руководствовались совокупностью стандартизированных формул приветствий, прощаний, благопоже- ланий, выражения одобрения или порицания и др.
В узких рамках своих этнических границ ахвахцы никогда не замыкались, торговые и экономические отношения связывали их с ближними и дальними на-родами. Значительное количество скота перегонялось ахвахцами из года в год на зимние пастбища Азербайджана, Грузии, Кумыкской равнины. Туда же для торгово-обменных операций вывозилось сукно, шерсть, сушеное мясо, сыры, топленое масло и др. Такого же рода товары вывозились и в Чечню, и в селения приморского Дагестана. Своеобразные партнерские отношения сложились у ахвахцев с ближайшими соседями - каратинцами. В Ахвахе сукна производились редко, в большинстве случаев шерсть отдавалась каратинцам, которые и изготовляли ахвахцам на определенных условиях высококачественные, известные даже за пределами Кавказа, так называемые лезгинские шали - добротные сукна. Торговые, партнерские, куначеские связи были у ахвахцев и с другими народами Дагестана. Значительно изменившись по содержанию, эти отношения и в наши дни поддерживаются и развиваются.
С эпохи раннего средневековья (V-X вв. н.э.) господствующей формой семьи ахвахцев является малая простая семья, состоящая из родителей и их детей. Иногда членами семьи могли быть отец и (или) мать мужа, реже - несовершеннолетние братья и сестры главы семьи. Женив сына, ахвахцы стремились тут же отделить молодую семью и дать ей возможность доказать свою самостоятельность. До первых десятилетий XX в. в Ахвахе эпизодически бытовала также и другая форма семьи, структурно и функционально напоминающая больше- семейную (семейнообщинную) форму, а именно неразделенная семья. Такая семья состояла из совместно проживающих (вместе со своими домочадцами) отца и нескольких сыновей или двух и более братьев с семьями, ведущих совместное хозяйство. Однако для ахвахцев, как и для прочих горцев Дагестана, подобная семья представляла собой не пережиточно-архаическое явление. Скорее такая форма семейной организации сохранилась как наиболее рациональная в условиях парцеллярного земледелия, многоотраслевого хозяйства, развитого отходничества и периодических сезонных перегонов скота.
Внутрисемейные отношения строились на патриархальных началах: младшие подчинялись старшим, женщины - мужчинам, все члены семьи — своему главе. Несущая большую часть нагрузки в хозяйстве и обладающая личным имуществом жена (приданое, а также свадебные подарки родственников: участки пашни, сенокоса, скот, серебряные украшения, одежда, утварь и пр.) пользовалась уважением в семье, почитанием со стороны детей, относительной свободой и самостоятельностью. Традиционно ахвахская семья - среднедетная, содержащая обычно двух-трех детей, гораздо реже - четырех и более. Наиболее распространенной формой брака в Ахвахе был брак посредством сватовства (по инициативе родителей). Имели место и другие формы брака (путем похищения, бегства молодых, ухода женщин в дом мужчины, обменные, левират и сорорат). Из традиционных форм брака отметим, как специфические, брак по инициативе женщины или девушки (получил широкую известность обычай бросания мужчинами своих папах в открытую дверь или окно комнаты, где собирались вдовы и девушки) и браки по инициативе сельской администрации (мужчине, в том числе женатому, старейшины могли "навязать" в жены ту или иную вдову или девушку). В современной ахвахской семье, по-прежнему преимущественно состоящей из родителей и детей, господствует внутрисемейная атмосфера демократии и равноправия, хотя главой семьи продолжает считаться муж. Ахвахских семей, имеющих от одного до трех детей, насчитывается больше, чем многодетных. При выборе брачного партнера мнение родителей значения не утратило, но в большинстве случаев в наши дни молодые люди сами находят друг друга.
С 5-6-летнего возраста мальчики обучались чтению, письму и заучиванию сур Корана в примечетских школах. По той же приблизительно программе обучались дома и девочки. Желающий продолжить учение поступал в медресе, закончив которое мог на несколько лет стать учеником и последователем кого- либо из известных арабистов. Отец, братья, родственники и односельчане прививали мальчику навыки и знания, необходимые при обработке земли, уходе за скотом, владении топором, молотком, кладке стен, обработке древесины и т.д. Из него, кроме того, постепенно готовили наездника и воина. Девочку с малолетства приучали к работе в поле, ведению дел в домашнем хозяйстве (уборка, стирка, шитье, вязание, ткачество, доение, переработка молока и т.д.).
В настоящее время все дети Ахваха с 7-летнего возраста проходят обучение в начальных и средних школах. До четвертого класса преподавание ведется на аварском языке; изучаются и такие дисциплины, как родная литература (произведения дагестанских, преимущественно аварских, классиков, фольклорные произведения) и история Дагестана. Обучение родному (ахвахскому) языку в отдельных школах только начато. Отметим, что в последние годы заметно усилилось стремление со стороны значительного числа родителей обучать своих детей элементам арабского чтения и письма, привить им основы мусульманского вероучения.
Ахвахское поселение - это сравнительно крупное, многодворное селение, жители которого образуют тип сельскообщинной организации. В каждом поселении этого типа обязательно имеется место сбора (схода) населения, места сбора мужчин для проведения досуга (годеканы), сельская мечеть, кладбище. Селения Ахваха, как и почти повсеместно в горах Дагестана, формировались за счет населения небольших родственных поселений, преобразовавшихся в связи с рядом обстоятельств в территориально-родственные.
Для ахвахцев исторически характерно два типа поселений: селение и хутор. Понятие "хутор" для ахвахцев имеет двоякое значение: так назывались и сохранившиеся до начала XX в. поселения тухумного типа, состоявшие из нескольких дворов (от трех-пяти до восьмидесяти), и поселение сезонного типа для временного содержания скота и ухода за ним. Переселяясь на новое место и образуя крупное по числу хозяйств поселение, члены тухума старались селиться компактно, образуя единый родственный квартал. Однако начавшийся еще в период раннего средневековья (и усилившийся к позднему средневековью) процесс ослабления кровнородственных связей за счет усиления соседских привел к концу XVIII - началу XIX в. к завершению расселения в селениях по родственно-территориальному признаку, с тенденцией к чисто территориальному расселению. Таким образом, поселения ахвахцев, как и селения других народов Дагестана, прошли исторический путь развития от тухумного, через территориально-тухумное, к территориальному типу поселения. При выборе места для поселения ахвахцы старались учитывать несколько факторов: защищенность, наличие источника воды, близкое расположение угодий. Селения как бы сливались с рельефом и были ориентированы на юг, юго-восток или юго-запад. Все они имели вертикальную склоновую планировку и компактно-улочковую форму. Подходы к селению охраняли боевые башни или массивные каменные стены с бойницами.
Со второй половины XIX в. значение оборонительного фактора при выборе места для поселения постепенно отпадает. Приблизительно с этого же времени наблюдается тенденция к заселению более удобных присельских низменных участков, где жилые и хозяйственные строения располагаются свободно, составляя единое целое с приусадебным участком. Эта тенденция усилилась в 30-50-е годы XX в., а в последующие десятилетия стала господствующей. Поэтому во всех ахвахских селениях рядом со старыми, склоновыми их частями появляются новые, со свободной планировкой. Строения старых частей постепенно разрушаются, многие из них превратились в развалины или совершенно исчезли. Исчезли по большей части и поселения хуторского типа, кое-где от них остались лишь фрагменты построек.
Традиционное жилище ахвахцев - это двух- или трехэтажный каменный хозяйственно-жилой комплекс с плоской земляной крышей, где хозяйственные службы располагались внизу, а жилье занимало верхний этаж (этажи). Это строение типа "хлев-жилье", "хлев-сеновал-жилье", "хлев-жилье-жилье" и другие варианты. Традиционная планировка наблюдается и в наши дни, хотя дома сейчас строятся более обширные, число хозяйственных помещений намного уменьшилось, пристенные очаги типа каминов заменены современными печами, крыши жилищ - преимущественно двух-, реже четырехскатные, иногда по традиции плоские. За исключением последних они крыты шифером или жестью.
Мебели в традиционных жилищах было мало, к ней относились и низкие треногие стульчики и появившиеся в XIX в. деревянные скамьи-лежанки. Одна из комнат обставлялась лучше других и служила в основном как помещение для приема гостей. Здесь раскидывались по полу и развешивались по стенам лучшие ковры, шкуры зверей, нарядная сбруя, дорогое оружие, бурки, расставлялась по нишам и полкам редкая посуда и т.д. Другая комната, с очагом типа пристроенного камина, была главной, повседневного пользования, тут семья проводила свободное время, садилась за совместную трапезу, укладывалась на ночлег. В отдельных комнатах хранились обычно предметы утвари и продовольственные припасы. Одежда развешивалась по деревянным кольям, вбитым в стену, или цеплялась на свешивающуюся с потолка суковатую палку. В нишах и по полкам располагалась медно-бронзовая, керамическая и деревянная посуда. Интерьер современного жилища максимально приближен к городскому. В домах ахвахцев с конца XIX - начала XX в. появляются современные кровати, столы, стулья, шкафы, буфеты и прочая мебель, позже - радио и телеаппаратура, книги, современная посуда и т.д. Хозяйственные помещения сейчас занимают гораздо меньший объем жилищно-хозяйственного комплекса, нередко они выносятся на территорию усадьбы, строятся отдельно. Несмотря на то, что современные жилища ахвахцев по форме и типу весьма разнообразны, тесная связь с традиционной культурой строительства все же сохраняется.
Традиционная одежда ахвахцев складывалась под воздействием географических, природно-климатических и хозяйственно-экономических условий и этнокультурных традиций. Одежда в общем была подогнанной по фигуре, не стесняющей движений, теплой, влагостойкой, способной защитить от жары и холода, простой в эксплуатации. У мужчин это главным образом шерстяные штаны, зауженные книзу и без ширинки, туникообразная рубаха, бешмет, безрукавки (войлочные и овчинные), куртки и пальто из войлока, черкеска, несколько разновидностей шуб, войлочная бурка, конусообразная или полусферическая овчинная папаха. На ногах носили чарыки (постолы) из одного куска сыромятной кожи, обувь типа кожаных галош и типа войлочных (или комбинированных, с кожаным низом) чувяк, башмаки без задника, сапоги с мягкой подошвой (с конца XIX - начала XX в. - с твердой подошвой и каблуком), а также ноговицы (кожаные, войлочные). На поясе носили кинжал (до XX в.). Голову мужчины брили, оставляли бороду и усы. Суконные ткани для одежды с XIX в. стали вытесняться привозными - фабрично-заводскими (ситец, сатин, полотно и др.).
Женская одежда состояла из туникообразных и отрезных по талии рубах не-скольких разновидностей, нарядных платьев типа "полуша" и "къабалай", безрукавок, платков и теплых шалей, чепца-накосника - чухту, узких и длинных штанов. Обувь женщин была та же, что и у мужчин, за исключением сапог и ноговиц. Костюм женщины дополняли бусы, серебряные кольца, перстни, серьги, браслеты, височные, налобные, нашейные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями (бирюза, коралл, жемчуг, сердолик, агат, гранат, янтарь и др.). Волосы заплетались в косы, женщины старшего поколения стригли волосы на затылке.
В одежде ахвахцев можно было выделить и заимствования: шубу с пелериной и ложными рукавами переняли у лакцев, платье типа къабалай - у кумыков, тип "кавказской" рубахи - скорее всего у народов Северного Кавказа, эпизодически встречающиеся чабанские войлочные шляпы — у народов Северного Кавказа, папахи типа "бухара" - у народов Средней Азии и др.
Современная одежда ахвахцев - прежде всего одежда городская, европейская. Отдельные элементы традиционной народной одежды встречаются в костюме представителей старшего поколения.
Базовый компонент пищи ахвахцев – зерно-мучные и мясо-молочные продукты. Разновидности хинкалов (с мясом свежим и сушеным, курдюком, колбасой, чесночной подливой, с сыром др.), толокняные катыши, кислые и пресные лепешки, молочные и мясные похлебки, сыры, каши, разновидности пирогов и пельменей составляли основу традиционной кухни. Главные продукты питания - это мука нескольких видов, толокно, мясо, жиры, сыр, топленое масло. Рацион пополнялся за счет стеблей и корней съедобных растений, лесных и полевых плодов и ягод, а также изредка привозимых фруктов и овощей. Традиционная кухня в большей своей части сохранилась и в наши дни, разнообразившись супами, соусами, борщами, щами, котлетами, голубцами, пловом и т.п.
При ближней и дальней транспортировке грузов наиболее важное значение имели ослы и лошади. Колесного транспорта не было, для ближних перевозок применялись сани-волокуши, куда впрягались быки. Со второй половины XIX в. старые дороги в большинстве своем были приведены в порядок, построены новые дороги; стал появляться колесный транспорт. В современном Ахвахе автобусы, легковые и грузовые машины, тракторы, мотоциклы и др. - давно уже привычное и обычное явление.
В дагестанской (в том числе и общеаварской) среде ахвахцы дифференцированы главным образом в сфере духовной культуры, а именно в обрядово-ритуальной ее части. В общественно-бытовых обычаях, связанных со спецификой традиционного судоустройства и судопроизводства, с институтами кровной мести, куначества и гостеприимства, взаимопомощи, общедагестанского у ахвахцев несравненно больше, чем частного, особенного, узкоэтнического. Что же касается обрядовых действ календарного, календарно-праздничного, религиозно-магического циклов, то здесь особенно четко выделяется. Например, совершенно оригинален для Дагестана ахвахский обряд борьбы с падежом скота - так называемый обряд опахивания, при котором 12 женщин ночью, впрягшись в плуг и волоча его вокруг селения, с угрозами и проклятиями в адрес Зулула (персонифицировать его пока не удалось), прокладывали символическую борозду. Обряд этот заканчивался умерщвлением и захоронением черного кота. Оригинален обряд вызывания дождя, совершаемый девочкой-подростком над шкурой и костями жертвенного быка. Только здесь мы обнаруживаем рудименты недавнего бытования такого обряда, как ритуальные выкрики уединившейся группы женщин, подбрасывающих руками свои волосы от плеч кверху (действо, призванное способствовать активизации роста посевов), ритуальный бег группы юношей вокруг селения (обряд прекращения дождя - вызывания солнца). Только у ахвахцев обнаружен и записан нами оригинальный народный календарь, нигде более на Кавказе не встречающийся, в котором движение солнца в различные отрезки сезона года соизмерялось с частями человеческого тела, и др. Те или иные специфические черты носят на себе и рациональные приемы народной медицины, основывавшейся на многовековом эмпирическом опыте нескольких поколений ахвахцев.
Многие из обрядов общественно-бытовой сферы в настоящее время позабыты, прочие фрагментарно сохранились в усеченном виде, растеряв отдельные, как правило, наиболее архаические элементы.
С XV в. Хунзахское ханство и союз Гидатль под флагом распространения ислама вели активное наступление на земли аварских вольных обществ, в том числе и на Ахвах. Процесс исламизации ахвахцев затянулся на столетия и завершился не ранее второй половины XVIII в. Стародавние религиозные представления постепенно были либо позабыты, либо продолжали существовать, приспособившись к новым условиям. Со временем новая официальная религия пустила свои корни настолько глубоко в сознание народных масс, что рудименты домусульманских представлений, обрядов и ритуалов функционировали только в рамках исламской идеологии и догматики.
Мусульманское вероучение, основы шариата органически вплетались в повседневную жизнь народа, в семейный и общественный быт ахвахцев. Безо всякого преувеличения можно сказать, что каждый свой поступок, каждое свое действие ахвахец старался соизмерить, соотнести с исламом и шариатом. Думается, что такие установления и требования ислама, как равенство человека перед Богом вне зависимости от социального положения, уважительное отношение к личности вообще, оказание материальной и моральной помощи сиротам, вдовам, калекам, любому нуждающемуся, постулат "не поступай по отношению к ближнему так, как не хотел бы, чтобы поступили с тобой", и многие другие, были не чужды сложившимся в народе морально-этическим, нравственным ориентациям.
Современные верующие ахвахцы - мусульмане суннитского толка. Несмотря на былые ограничения и запреты элементарное следование исламскому вероучению в ахвахской среде в значительной степени сохранилось. Подавляющее большинство населения следует первейшим, простейшим мусульманским канонам, знает некоторые молитвы, соблюдает отдельные мусульманские ритуалы и пр., хотя при этом число верующих, пятикратно в день творящих намаз, сравнительно невелико. Молельные дома имеются в каждом ахвахском селении, в большинстве селений функционируют мечети, часть из которых в настоящее время реставрируется.
Ахвахцы по праву гордятся своими лучшими людьми - воинами, учеными, тружениками производства, представителями местной интеллигенции. Из уст в уста передаются имена земляков, прославивших родной край в борьбе с иноземными захватчиками, активным участием в движении Шамиля. Саид-Мулла из сел. Кудияб-росо, считавший себя учеником богослова, философа, математика, астронома Махмуда Чохского (умер в 1770 г.), имел ценную библиотеку и получил широкую известность как просветитель далеко за пределами Ахваха. Популярностью в народе пользовались лекари-универсалы Магомед-Гаджи, Ахмед из сел. Кудияб-росо, Гаджимагомедов Денга, а также его брат и племянник из Тад-Магитля, Бурук (ученик Денги) и Курбан из Лологонитля, Алибеков Ассадулла из Изано, Шамхалов Магомед, Амиров Нури и Нуриев Абдулла из Цекоба, Мусаев Абдурахман и Абдурахманов Осман из Ратлуба, Магомед-Гаджи из Дагбаша и др. Ахвах, один из центров партизанского движения в Дагестане периода гражданской войны, выдвинул из своих рядов целую плеяду красных партизан-орденоносцев, сподвижников и сторонников Муслима Атаева. Более 200 ахвахцев защищали Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., больше половины из них полегли на полях сражений, около 70 человек были награждены орденами и медалями.
В послеоктябрьский период в Ахвахе появилась целая сеть начальных школ, задачей которых стала наряду с обучением детей ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Со временем сеть эта значительно расширилась, появились семилетние и средние школы. В настоящее время дети ахвахцев учатся в школах-десятилетках, в школах-интернатах, многие продолжают учебу в средних специальных и высших учебных заведениях. Из года в год растет число лиц с высшим образованием. Не случайно, поэтому, что подавляющее большинство учителей, врачей, специалистов по сельскому хозяйству составляют местные кадры.
Фрагмент цитируется по изд.: Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, с.158-169.