Тиндинцы (тиндалы, богосцы) - коренное население северо-западной части Центрального Дагестана. Самоназвание их - "идери". Они относятся к андийской подгруппе аваро-андо-цезской группы народов Дагестана. Соседние народы - хваршины, багулалы, чамалалы, аварцы близлежащих селений - называют жителей сел. Тинди "иди", "идари"; жители остальных тиндинских селений - Акнада, Ангида, Тисси, Тисси-Ахитли, Эчеда - соседям известны по названиям селений. На севере тиндинцы граничат с багулалами, на северо-западе - с чамалалами, на юге - с хваршинами, на западе - с аварцами.
Тиндинцы расселены на своей этнической территории в указанных селениях и на хуторах компактно. Кроме того, часть тиндинцев с XIX в. осела в Закавказье, главным образом в Закаталах. В результате навязанного, а отчасти и стихийного переселения тиндинцы небольшой частью расселились в Кизилюртов- ском и Хасавюртовском районах. Здесь они живут по несколько семей в селениях Акнада и Чонтаул Кизилюртовского района. Как и другие андо-цезы, тиндинцы исторически консолидировались с аварцами, с которыми их сближают общие генетические корни, схожесть языка, а также схожесть или идентичность традиционной материальной и духовной культуры, менталитета, семейного и общественного быта, общность исторических судеб. Процесс этой консолидации, начавшийся еще в средневековье, полностью не завершился и поныне. В настоящий период тиндинцы - это часть населения Цумадинского р-на Республики Дагестан.
Этническая территория тиндинцев расположена по северо-западным склонам Богосского хребта, селения в основном группируются по правым притокам р. Андийское Койсу и частично занимают территорию ее левобережья. Это район высоких горных хребтов с заостренными зубчатыми гребнями, высотой от 2 до 2,7 тыс. м. Хребты разделены глубокими долинами и котловинами. Небольшие, но бурные реки - притоки Андийского Койсу - протекают по пологим днищам котловины. Это район субальпийских и альпийских лугов, кое-где перемежающихся с небольшими участками сосново-березовых лесов.
Климат характеризуется холодной и длительной зимой и коротким летом. Среднегодовая температура 5-7 градусов, самый холодный месяц - январь (10 и более градусов мороза), температура самого теплого месяца - августа вплотную приближается к 20 градусам тепла. Годовое количество осадков 600-800 мм, большая их часть приходится на осенне-зимний период.
Антропологически тиндинцы относятся к кавкасионскому типу. Это вариант антропологического типа дагестанцев, характеризующийся высоким ростом, светлой пигментацией, вытянутой формой головы и узким лицом. Как и другие андо-цезы, тиндинцы - изолят: возможности генетического смешения в этой популяционной группе были сведены к минимуму.
Говорят тиндинцы на тиндинском языке, который входит в андийскую подгруппу аваро-андо-цезской группы нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Особых диалектных дифференциаций в языке нет. Речь населения аулов Тинди, Эчеда, Акнада и Ангида имеет между собой расхождения, в основном фонетического характера, которые невелики. Говоры населения аулов Тинди и Эчеда близки друг к другу. Много общего у говоров акнадинцев и ангидинцев. Тиндинский, багулальский и чамалальский языки тесно связаны друг с другом и образуют одну зону в андийской подгруппе андо-цезской группы языков. Особенно много общего между тиндинским и багулальским языками. Подавляющее большинство населения говорит по-аварски, значительная часть - по-русски, некоторые освоили язык соседних хваршин, часть мужского населения может изъясняться на кумыкском и азербайджанском языках. На новой волне всплеска национального самосознания в последнее десятилетие повысился, в частности, интерес к родному языку. Многие энтузиасты, главным образом из учительско-преподавательских кругов, по собственной инициативе записывают местные произведения фольклора, легенды и предания, вышедшие или выходящие из повседневного обихода слова, выражения и обороты на родном языке и т.д.
Численность тиндинцев, по оценке 1995 г., достигает 8,5-10 тыс. человек. Точную цифру установить невозможно: официальная статистика причисляет тиндинцев к аварцам. По различным статистическим данным, в 1866 г. тиндинцев насчитывалось 2515 человек, в 1886 г. - 3262, 1916 г. - 3864 (Ибрагимов, 1981. С. 101-102, 105), в 1926 г. - 3812, в 1939 г. - 5800 человек. На численность населения и его благосостояние отрицательно повлияли насильственное переселение тиндинцев на земли чеченцев в 1944 г. и обратное переселение их в родные горы и в районы равнинного Дагестана в 1957 г.
Древнейший период истории тиндинцев, неразрывно связанный с социально-экономическими и политическими процессами на Северо-Восточном Кавказе, прослеживается по археологическим памятникам с периода раннего средневековья. Совокупность этих памятников, говорящих о непрерывном развитии и преемственности культуры, наложили свой отпечаток на своеобразие, особенности развития этноса и его культуры. Основой для образования горских племен Дагестана в I тыс. до н.э. послужили субобщности, на которые начиная с III тыс. до н.э. стала распадаться восточно-кавказская этнокультурная общность.
По одной из научных версий, андийские племена были вытеснены из Передней Азии ассирийским царем Саргоном II и переселились на Кавказ в последней четверти VIII в. до н.э. Первые сведения о племенах, расселившихся на северных склонах Главного Кавказского хребта, восходят к первым векам нашей эры. Племена андо-цезов были известны античным писателям под общим наименованием дидуры, заимствованным из грузинского языка. Страбон, Клавдий Птолемей, Плиний Старший и другие локализовали андо- цезов приблизительно на их нынешних этнических территориях, за пределами границ Кавказской Албании. Дальнейшее их проживание на тех же территориях подтверждают армянские, арабские, грузинские, сирийские и иные источники. Археологические материалы, датируемые последними веками до нашей эры — ранним средневековьем, характеризуют местное население, предков тиндинцев, как оседлых земледельцев и скотоводов, имевших торговые (товарообменные) связи с Передней Азией и Закавказьем (тиндинские, тиссинские могильники и находки, Тиссинское и Эчединское поселения). Этнополитическое объединение Дидо, куда входило множество племен Северо-Восточного Кавказа, активно участвовало в политической жизни Центрального и Северного Кавказа и Закавказья. Как часть этого объединения предки современных тиндинцев противостояли арабским завоеваниям, выступали против монголо-татар и полчищ Тимура, боролись с активизировавшейся турецкой и иранской экспансией и т.д. С XV в. в силу ряда причин внутреннего и внешнего порядка союз Дидо распадается, а входившие в его состав племена образуют целый ряд союзов сельских обществ, одно из которых было представлено тиндицами.
Приблизительно с этого периода общество тиндинцев начинает исламизироваться, хотя данный процесс затянулся примерно до середины-конца XVIII в. В сочинении Мухаммеда Рафи "Тарихи Дагестан", относящемуся к XIV в., тиндинцы упоминаются как самостоятельная этническая и общественно-политическая единица. В составе Российского государства тиндинцы находились с 1813 г. (Гюлистанский мирный договор с Ираном). В годы Кавказской войны, особенно в период войн Шамиля, тиндинцы активно выступали на стороне имама вплоть до момента взятия Гуниба и прекращения военных действий. Активную позицию заняли тиндинцы в антиколониальном восстании горцев Дагестана в 1877 г. С 60-х годов XIX в. до первых десятилетий XX в. тиндинцы входили в состав Дагестанской области, а после победы советской власти они стали составной частью автономной республики Дагестан.
На протяжении нескольких столетий население вольного общества Тиндал уделяло много внимания борьбе с захватническими устремлениями хунзахских ханов. Для решения проблем безопасности и защиты от внешних вторжений Тиндинский союз сельских обществ заключал долгосрочные или кратковременные соглашения с другими вольными обществами Дагестана: с гидатлинцами, каратинцами, хваршинами, чамалалами, багулалами и др.
Как и прочие горцы Дагестана, тиндинцы входят в состав Дагестанской историко-культурной области, которая в свою очередь представляет собой часть Кавказской историко-культурной провинции. Для тиндинцев характерны достаточно высокий уровень и относительная масштабность горного, террасного земледелия, специализированного в основном на зерновых культурах, значительный удельный вес в традиционном хозяйстве домашних промыслов и отходничества, склоновые и террасные формы поселенческой структуры, плотность застройки и компактность жилища, специфические формы национальной одежды и головных уборов, национальных праздников, видов мучных изделий и блюд и др. Все это в совокупности и позволяет рассматривать тиндинцев как составную часть Дагестанской историко-культурной области, входящих в нее как этнокультурный район и как часть хозяйственно-культурного ареала отгонных скотоводов и пашенных земледельцев.
Итак, главные традиционные занятия тиндинцев — это террасное богарное земледелие и внутриальпийский тип скотоводства с долинным отгоном. Выращивали в основном ячмень, пшеницу, просо, из овощных - тыкву, морковь. С XIX в. стали сажать картофель. Скот, преимущественно овцы, содержался прежде всего на выгонных пастбищных хуторах; периодически совершался долинный отгон скота. Крупный рогатый скот, за исключением зимних месяцев, тоже содержался на хуторах. Разводили ослов; некоторые хозяйства имели верховых лошадей. Жители занимались также пчеловодством и охотой. Из домашних промыслов были развиты производство сукна и вязаных изделий, обработка шкур и овчины, кузнечное ремесло, обработка дерева. В осенне-зимний сезон большая часть мужского населения отправлялась на заработки в Закаталы, иногда в Грузию, в Приморский Дагестан, изредка на Северный Кавказ и другие районы. Здесь они нанимались чабанами, пастухами, плотниками, каменщиками, разнорабочими, трудились на рыбных, нефтяных или соляных промыслах и т.п., а весной, к периоду начала сельскохозяйственных работ, возвращались домой.
Индустриализация хозяйства республики и значительная механизация сельскохозяйственного производства, происшедшие в годы советской власти, подняли экономику тиндинцев, повысили жизненный уровень и благосостояние населения. Следует заметить, однако, что многое из трудового опыта местного населения, отдельные рациональные приемы и методы ведения хозяйства, апробированные веками и поколениями, были позабыты и в значительной мере навсегда утрачены. В последующие десятилетия вплоть до нашего времени экономика тиндинцев - это часть агропромышленного комплекса Республики Дагестан.
Селения тиндинцев — типичные для позднесредневекового Дагестана поселения, максимально привязанные к рельефу, это совокупность гражданских и оборонительных сооружений, составлявших неприступный комплекс со склоново-террасной застройкой, с членением селения на кварталы, с административным центром, мечетью и кладбищем. Кроме этого, для тиндинцев весьма характерны хуторские поселения, включавшие одно-два хозяйства, представляющие собой опорные пункты местного скотоводства. Жилища в основном двух и трехэтажные, прямоугольные в плане, каменные типа "хлев-жилье", "хлев-сеновал-жилье" и др. С XIX в. в быт прочно вошел пристенный камин, полностью вытеснив очаг открытого типа; со второй половины-конца XIX в. появляются двух и четырехскатные стропильные крыши, покрытые жестью, хотя, отметим, что плоские земляные крыши бытуют, тем не менее, и поныне. Тиндинские селения подвержены тем же архитектурным изменениям, что и другие селения горцев Дагестана: оконные и дверные проемы увеличиваются, жилье снабжается галереей или лоджией, под строительство занимаются наиболее удобные участки сельской территории, увеличивается площадь жилья в хозяйственно-жилом комплексе за счет уменьшения площадей, занятых под хозяйственные нужды.
Особенности ведения хозяйства позволяли тиндинцам изготовлять материал для одежды своими силами. В основном она шилась из суконных тканей и войлока, из овчины и кожи местного производства, вязалась из шерстяных ниток. Постепенно кустарные материалы начали вытесняться фабричными тканями, поступавшими главным образом из России. Значительное место в одежде тиндинцев стали занимать готовые изделия из стран Востока, Закавказья: шелковые платки, шали, среднеазиатские папахи, обувь, готовая мужская одежда, женское платье и др. Традиционная мужская одежда тиндинцев состояла из туникообразной рубахи, зауженных книзу штанов без карманов, на вздержке, бешмета, черкески, войлочных курток, овчинных шуб нескольких разновидностей, бурки, овчинной папахи и сыромятной кожаной обуви. Женщины носили широкие туникообразные черные платья-рубахи, узкие черные штаны, черную чухту, украшенную монетами и цепочками в лобно- теменной и височной части, на нижнем конце накосника и в средней его части. Пожилые женщины нашивали на чухту парные височные кольца, а сверху набрасывали головное покрывало. Платье тиндинки подпоясывали широкой и длинной (иногда до 3 м) кумачевой повязкой, а в траурные дни черной (Сергеева, 1971. С. 233). Современная одежда тиндинцев ничем не отличается от одежды горожан. Представители старшего поколения иногда носят папахи, сапоги с высокими голенищами, а пожилые женщины - чухту.
Традиционная пища - мучная (лепешки, хинкал, пироги, блюдо типа Варенников, каши, в том числе из толокна), мясная и молочная — обогащалась блюдами, заимствованными у других народов Дагестана, Закавказья и Северного Кавказа, а с конца XIX - начала XX в. у народов России.
Сел. Тинди являлось одним из известных торговых центров западной части Центрального Дагестана. Конные и пешеходные дороги и тропы связывали тиндинцев с иными народами Дагестана, Кавказа, России. Наиболее распространенным транспортным средством были ослы, в качестве вьючного транспорта использовалась и лошадь. В наши дни автомобильный транспорт связывает тиндинцев с остальным миром, уже несколько десятилетий налажена воздушная связь со столицей республики.
Вольное общество Тиндал представляло собой исторически сложившийся социально-политический, территориальный союз сельских общин - джамаатов, каждый из которых был свободным и равноправным членом данного союза. Административным центром союза считался аул Тинди (Иди, в аварской транскрипции —ТIинди). Проживавший в Тинди кадий (дибир) соборной (пятничной) мечети считался первым лицом союза и военачальником народного ополчения в случае военных действий. Для решения дел, касавшихся союза в целом, в зависимости от степени важности обсуждаемых, решаемых вопросов либо собиралось все взрослое мужское население союза, либо сходились все старейшины джамаатов союза, либо дело разбиралось собранием представителей этих джамаатов под председательством тиндинского кадия. Внутриджамаатские дела рассматривались в общине и опять-таки дифференцировались как подлежащие рассмотрению на общем джамаат- ском сходе, всеми старейшинами селения или несколькими старейшинами во главе с кадием. Дела в джамаате разбирались на основе адатных норм обычного права и мусульманско-правовых норм шариата. Судьями выступали те же старейшины — главы тухумов. В жизни каждой семьи, каждого члена общества тухум имел большое значение. Это был союз родственных семей, главы которых вели начало от одного и того же предка. Союз этот поддерживал члена общества - морально, физически и материально. Главы тухумов имели право и даже были обязаны вмешиваться в жизнь и быт входивших в союз семей. Все более или менее значимые события в жизни семьи так или иначе совершались с ведома и одобрения старейшин тухума. Итак, судьи рассматривали все дела и конфликты, за исключением внутрисемейных и наследственных: последние находились в компетенции духовного главы общества.
Главной задачей адатов и основанного на них судопроизводства была компенсация ущерба, умышленно или нечаянно нанесенного частному лицу, семье или общине в целом. Кроме того, за любые провинности и правонарушения адат предусматривал те или иные штрафы в пользу общества. Эти средства составляли значительную часть общественной казны, куда входили также установленные шариатом обязательные отчисления семей от урожая, приплода скота, торгово-обменной операции, часть доходов от сдаваемых в аренду пастбищ и добровольные благотворительные пожертвования членов джамаата и др. На эти средства общество содержало калек, сирот, оставшихся без кормильца членов общества, оказывало помощь вдовам, беднякам, перенесшим стихийное бедствие, поддерживало муталимов — учащихся медресе и примечетских школ, и т.д.
В прежде социально однородном тиндинском обществе имущественная дифференциация его членов к XIX в. зашла уже далеко; представители сельской администрации и имущая верхушка общества все больше и больше превращались в феодализирующуюся знать. Наряду с этим пережитки родового строя в общественной жизни и быту играли все еще заметную роль. Джамаат тиндинцев - это сельская община, характеризующаяся частной собственностью на дом, домашнее имущество, пахотные и сенокосные участки и общественной собственностью на пастбища, выпасы, выгоны, лесные массивы, пустоши, водные источники.
По данным из посемейных списков, на 1886 г. тиндинцев характеризовали следующие показатели: пять селений и более двух десятков хуторов, всего 715 дымов, 3031 человек, 726 дес. пахоты, 57 дес. сенокоса, несколько участков леса и пастбищ в совместном владении тиндинских джамаатов, 42 лошади, 382 осла, 1089 быков, 1279 коров, 562 теленка, 9624 барана; нужды тиндинцев и их соседей обслуживала 21 водяная мельница, все они принадлежали тиндинцам (Посемейные списки... ГАРД. Ф. 21. Оп. 5. Д. 117.).
С проведением административно-судебных реформ в 60-е годы XIX в. традиционные общественные формы управления сохранились постольку, поскольку они не противоречили практическим интересам новой колониальной администрации. По-прежнему собирался сельский сход, но уже ограниченный одним представителем от каждой семьи и обязательно санкционированный старшиной - главой местной администрации. Без старшины или его заместителя не мог собраться и местный суд. Все члены джамаатского управления избирались на сельском сходе, однако любая кандидатура должна была пройти утверждение окружного начальства и т.д.
Преобладающей формой семьи у тиндинцев уже с периода раннего средневековья была малая семья. Пережиточные формы болынесемейной организации в виде неразделенных семей продолжали бытовать вплоть до 20-х годов XX в. в силу практической целесообразности. Внутрисемейные отношения строились на принципах главенства в семье мужа и отца, признания авторитета старшего, взаимного уважения членов семьи по отношению друг к другу. Важное и почетное место занимала в семье хозяйка дома, на плечах которой лежала значительная нагрузка по ведению хозяйства и воспитанию детей. Основной формой брака был брак посредством сватовства, заключался он чаще всего по выбору родителей, хотя желание врачующихся тоже старались учитывать. До начала XX в. эпизодически бытовало еще похищение девушки, обручение малолетних, колыбельный сговор. Такие брачные формы, как левират и сорорат, имели место и в 30-40 годы XX столетия, но не как дань традиции, а в силу практической целесообразности: место одного из умерших родителей занимал родной для детей человек (дядя, тетка), и имущество при таких браках не распылялось, оставаясь внутри родственной группы. В среднем семья тиндинцев имела 3—4 детей. Современная семья тиндинцев строится на демократических началах, хотя главенство мужчины, мужа, отца в семье безусловно всеми признается. В наше время чаще всего совершаются браки по любви, но с мнением родителей молодежь старается считаться. В семье тиндинцев обычно бывает два-три ребенка.
За многовековую историю народ создал самобытную духовную культуру. С периода средневековья селения Тинди и Акнада были известны как центры богословия и науки в Нагорном Дагестане. По изустным сведениям, Ризван из Тинди поддерживал тесные связи и вел переписку с Магомедом- Тагиром Карахским, а Ахвердали Эчединский с Гаджи-Магомедом из Со- гратля, оба в совершенстве владели арабским и турецким языками. Из среды тиндинцев вышло много известных в мусульманском мире ученых-богословов (Ахмед-Магомма из Акнада, Тулла-Расул из Эчеда, Сулейман-Гаджи из Тинди и др.). Богатое устное народное творчество свидетельствует об об- разно-художественном восприятии мира, об особенностях сложения и развития в народе этических и эстетических идеалов, ценностных ориентаций. Оно бытует и передается последующим поколениям на родном и аварском языках. О высоком духовном потенциале народа свидетельствуют местный народный сельскохозяйственный календарь и система отсчета времени. Народные лекари тиндинцев переняли от своих предков и передавали последующим поколениям рациональные и эффективные методы, приемы и средства излечивания тяжелых заболеваний.
Верующие тиндинцы - мусульмане-сунниты. Они отмечают и празднуют такие дни, как завершение поста, поминовение родственников, день рождения пророка и др.
Домонотеистические пережитки сказываются в среде тиндинцев в соблюдении обрядов вызывания дождя и солнца, прекращения градобития, мора и эпизоотии и др. До сих пор празднуются ими дни первой борозды, начала уборки урожая и начала стрижки овец, дни перегона скота на долинные и высокогорные пастбища и т.д. Большой популярностью пользуется в народе праздник "Кыдоба", в основе которого лежит шуточная импровизация свадьбы, где в роли "жениха" выступает кукольный персонаж. В советское время из числа тиндинцев вышло много учителей, врачей, ученых, специалистов различных отраслей хозяйства, руководителей и др. Наряду с позитивными процессами (повышение благосостояния, улучшение здравоохранения, культурный подъем) в жизни тиндинцев в советское время происходили и негативные, тормозившие их национально-культурное развитие (в частности искусственное ускорение консолидационных процессов). Система хозяйствования, практиковавшаяся здесь после коллективизации, репрессии 1928 и 1938 гг., насильственное переселение в 1944 г. части тиндинцев на территорию Чечни и обратное переселение также негативно отразились на благосостоянии народа, его жизнеспособности, процессе этнокультурного и демографического развития.
Фрагмент цитируется по изд.: Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, с.213-222.