Чамалалы (историко-этнографический очерк).

Чамалалы (самоназвание нама ига - "сухая курага") - народность андийской подгруппы аваро-андо-цезской группы народностей Дагестана. В 60-е годы XIX в. у них было 8 селений и 9 отселков, 715 дворов, 2658 человек населения. В 20-е годы XX столетия число населенных пунктов достигло 34 с населением 4028 человек (Комаров, 1869. С. 43-44; Всесоюзная перепись... 1928. С. 343). В наши дни чамалалы компактно проживают в 29 селениях и хуторах Республики Дагестан (Цумадинский р-н), составляя 1851 хозяйство с населением 7207 человек - 45% населения района, 0,44% - Дагестана (селения Нижнее и Верхнее Гаквари, Гадири, Цумада, Гигатль и др.). Часть чамалалов (343 хозяйства, 2075 человек) проживает в восьми селениях Шатойского р-на Чеченской Республики (Кенхи, Хилиди, Агабехи, Школхе и др.).

Они живут также в переселенческих селениях Бабаюртовского р-на - Аркагесген, Забо, Кумулин, Шава, Терек, Эсси, Шугури, бывших ранее хуторами колхозов Цумадинского р-на (около 300 человек). Дисперсно чамалалы отмечаются в переселенческих селениях Кизлярского, Кизилюртовского, Хасавюртовского районов, в городах Махачкала, Хасавюрт, Буйнакск, Кизилюрт, Кизляр. Их общая численность в Российской Федерации около 9650 человек.

Начиная с Всесоюзной переписи 1939 г., чамалалы включаются в число аварцев. Существуют этнические группы: гигатлинцы, гакваринцы, имеющие локальные особенности культуры.

Соседями чамалалов на севере являются годоберинцы, на западе - чеченцы, грузины, на юге - аварцы, хваршины, на востоке - тиндалы, багулалы.

Территория расселения чамалалов простирается на 12 км по склонам левобережья р. Андийское Койсу по Южному скату Андийского хребта. Она изрезана ущельями, ручьями, сливающимися в р. Андийское Койсу. Южные склоны гор имеют обильный травостой. Здесь много полезных трав (клевер, тмин ползучий, эспарцет), в том числе злаковых (костер, батлачик, полевица, душистый колосок, овсянница).

Из животного мира на территории чамалалов встречаются разные виды грызунов, ящериц, змей, земноводных, водятся медведь, рысь, волк, лиса, заяц. Нашли себе приют в этих местах кабаны, туры, барсуки, куницы и т.д. Из птиц в изобилии водятся альпийские галки, ласточки, дикие голуби, орлы, вороны, грачи, кукушки, сороки, жаворонки. Охотятся чамалалы на куропаток, уларов, живущих на альпийских лужайках. Не редкость здесь также кавказский щур, стрижи, соловьи, синицы, в горных лесах водится также аварский тетерев (Физическая география... С. 306-307, 329-333).

Чамалалы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Они рослы и высоколицы, слабо профилированы в верхнем скуловом сегменте лица. Пигментация волос, кожи, глаз в целом ослаблена (светлая).

Язык чамалалов отпочковался от общего дагестанского праязыка в III тыс. до н.э. Он относится к андийской подгруппе аваро-андо-цезской группы нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Общество "Чамалал" упоминается в источниках только в XVIII в., однако территория их заселена человеком с каменного века. Начиная с I тыс. до н.э. общество входило в состав федерации Дидури, а в последующем в политический союз Дидо. В состав союза сельских обществ Чамалал входили Гадиринское, Гакваринское, Цумадинское, Гигатлинское, Кенхинское сельские общества. Управление осуществлялось выборными старшинами, легко сменяемыми, если "оные не полюбятся". Этот союз просуществовал вплоть до оконча-тельного присоединения чамалалов к России в XIX в. После вхождения в состав России чамалалы были включены в ведомство начальника Каратино- Технуцальского участка Андийского округа. После революции, в 1929 г., был организован Цумадинский р-н, куда были включены все чамалальские селения за исключением сел. Кенхи и близлежащих хуторов, отошедших к Чечне.

Для чамалалов характерен скотоводческо-земледельческий тип хозяйства, в котором преобладает отгонная форма овцеводства, а земледелие играет второстепенную роль. Традиционно сеяли из зерновых: озимый ячмень, озимую пшеницу, кукурузу (начиная с XIX в.).

Своего хлеба на целый год не хватало, и его приобретали на низменности, обменивая на продукты животноводства (сыр, масло, шкуры и т.д.). Развито было в горной долине и садоводство (яблоки, груши, сливы, абрикосы, хурма), и частично виноградарство. Большинство продуктов садоводства и виноградарства шли на обмен на хлебопродукты. В XIX в. стало развиваться и огородничество, продукты которого целиком использовались для своих нужд (чеснок, лук, перец, капуста, тыква, помидоры, огурцы).

До 1930 г. все чамалальские хозяйства были объединены в товарищества по совместному выпасу скота, а в последующем созданы колхозы, образование которых завершилось в первой половине 1938 г. На первых порах чамалальские колхозы оказались маломощны. Поэтому для организационно-хозяйственного укрепления хозяйств государство выделяло им большие суммы долгосрочных кредитов. Со временем они превратились в многоотраслевые с развитым полеводством, садоводством, животноводством в основном за счет полученных ими земель на равнине. Новым для чамалалов за годы советской власти стало развитие огородничества, виноградарства, а также разведение яков в сел. Кенхи, бывшее здесь основным направлением хозяйства. В 1978 г. сюда из высокогорий Киргизии привезли яков (сейчас их поголовье выросло до 15 ООО). Они хорошо прижились в условиях гор Дагестана и Чечни.

Многие чамалальские колхозы до последнего времени оставались нерентабельными. В 80-е годы XX в. в связи с переходом на новую систему хозяйствования все колхозы перешли на семейный подряд, что привело к высвобождению части рабочих рук. В связи с этим увеличился поток людей, уезжающих за пределы республики на заработки в Ростовскую, Астраханскую области. Ставропольский и Краснодарский края, Республику Калмыкию и др. Однако в 1990-е годы начался процесс реэмиграции.

Традиционные типы поселений - селение (гьа) и хутор-отселок (авал, MUKIU гьа). Поселения гьа были в прошлом территориально-соседскими общинами (полигенные). Для гьа характерны наличие сельского управления, постоянной сельской общины, места схода (общая площадь - лье), пятничной мечети, сельского кладбища. Такими селениями были Верхнее Гаква- ри, Нижнее Гаквари, Гигатли, Гадири, Кенхи, Цумада, Ричаганих, а в последующем и сел. Агвали.

Второй тип поселений - авал, или микIи гьа - чисто территориальный. Такое поселение образовывалось выходцами из различных крупных поселений первого типа. Некоторые из них в силу своего благоприятного расположения превратились в XIX столетии в самостоятельные сельские общины (Агвали, Цумада, Урух). В зави-симом положении от крупных оставались небольшие селения Гигих, Гавутли, Гачитли, Цуйди, Баглахатли. Они не имели своих кладбищ, у них не было места схода, пятничной мечети, а вопросы, касавшиеся их внутренней жизни, решались на сходах больших селений с участием представителей этих отселков. Хутора и отселки способствовали дальнейшему освоению новых земель, улучшению материального достатка горцев и т.д. (Османов М О., 1988. С. 10-17).

По форме поселения являются кучевыми, в них различаются горный и горно-долинный виды. Селения первого вида отличаются скученностью, тяготеют к вертикальной застройке (Нижнее и Верхнее Гаквари, Ричаганих, Гигатли). Они имеют ступенчатую планировку в старой части, горизонтальную во вновь возникших кварталах на пологих окраинах поселений. В горно-долинных поселениях планировка горизонтальная, но скученная застройка (Кочали, Агвали, Гигатли, Урух и др.). В этих поселениях наблюдается почти стопроцентная занятость площади.

Основной тип жилища - одно-, двух- и многоэтажный дом, имеющий конструктивные различия и внешнюю несхожесть. Первоначальным типом было одноэтажное, однокамерное жилище, служившее для членов семьи всем - от кухни до спальни.

По мере развития и разрастания семьи дома стали расти ввысь, увеличилась их камерность. В многоэтажном доме первый этаж служил хлевом, а последний - сараем. Отдельно начали строить кладовую из дерева. По форме дома строили квадратные, П-образные. Большинство домов имели галереи на высоких консолях, некоторые - лоджии. В связи с проникновением строительных материалов фабричного производства изменились конструктивные особенности, увеличились и расширились двери, окна домов. Традиционно основным строительным материалом служили камень, дерево, глина. В последнее время стены домов стали возводиться из самана, что является заимствованием у равнинных жителей Дагестана.

Основной материал для одежды - продукция животноводства. Со второй половины XIX в. начали пользоваться и привозным покупным материалом, который приобретали на базарах в селениях и городах: Хунзахе, Ботлихе, Темир- Хан-Шуре, Урус-Мартане, Шатое, Шали, Дербенте, Астрахани и т.д.

Мужская одежда состояла из нижней рубахи, штанов, бешмета, черкески, шубы, куртки-безрукавки, куртки с рукавами, бурки, овчинной папахи, обуви из сыромятной кожи и войлока, вязанных шерстяных носков. Атрибутами традиционной женской одежды были нательная рубаха, платье темной расцветки, штаны, различные шубы; головным убором служили чухта, платки.

С одеждой носили также различные украшения. У мужчин это был кинжал, серебряные или узкие медные пояса, газыри на черкеске. Женскими украшениями служили различные серебряные монеты, кольца, серьги-подвески, серебряные и медные цепочки, подвески, бусы из полудрагоценных камней, вышивки из цветных тканей (аппликации), широкие пояса из тканей ярких цветов, браслеты из стали, меди, серебра. Эти украшения выполняли эстетические и религиозно-магические функции.

Повседневным блюдом был хинкал. В пище использовались фасоль, горох. Главной едой являлся хлеб, который пекли ежедневно из пшеничной, ячменной, кукурузной муки на плоском камне-плите, в последующем - на сковороде. На ней же пекли лепешки с сыром, крапивой, творогом, мясом, картошкой. Из муки готовили различные каши с молоком или без него. Кашу приготовляли также из толокна. Делали урбеч. Продукты заготавливали впрок - сушили мясо, делали колбасу с добавлением съедобных лекарственных трав (мята, тмин, тимьян, чабрец) и т.д. Из напитков готовили хмельную бузу.

Кухонную посуду - ложки, миски, корыта для замешивания теста, шумовку и т.д. - готовили местные мастера из дерева. Дорогостоящую посуду из металла приобретали на базарах Хунзаха, Агвали, Ботлиха, Темир-Хан-Шуры и других мест. Она обычно вывешивалась на стене помещения, придавая жилью определенный горский колорит.

В формах семьи преобладала малая двухпоколенная нуклеарная семья. Средний состав ее четыре-пять человек. Предпочитали родственные, в том числе кузенные браки (эндогамия). Горянка в семье обладала правами почти наравне с мужчиной. В семейных отношениях существовали строгие этикетные нормы подчинения младших старшим, женщин - мужчинам.

В свадебной обрядности чамалалов много общедагестанских черт. Можно отметить обычай давать окончательный ответ стороной невесты только после третьего посещения сватов, обряд "закрепления" сговора с посещением невесты сестрой жениха с кольцом и серьгами, а затем тремя его родственниками с бараном, на рогах которого были платок, платья. Для свадебных церемоний характерны проведение обряда "покупки" невесты отдачей названного выкупа, демонстрация невестой нежелания уходить из родительского дома, привязывание подружками невесты к одежде представителей жениха разных тряпок и высмеивание их. Во дворе невесты разыгрывалась и сценка "выбора" невесты. Для этого наряжали несколько девушек - ровесниц невесты. Представитель жениха, главным образом его брат или друг, должен был указать на невесту, которая находилась тут же. Если он не угадывал, то платил штраф. Самый близкий друг жениха вел здесь шуточный диалог с девушками - родственницами невесты. Они отпускали колкости в адрес пришедших, жениха и его родственников. В это время друг давал деньги всем участницам этой процедуры. Перед самой отправкой обратно в дом жениха они набрасывались на парней - жениховых представителей - с деревянными ножами, рвали на них одежду, царапали лицо.

Для свадьбы чамалалов характерны оригинальное присловье при мазании лица невесты: "чтобы выиграла в хозяйстве и проиграла мужу"; в отличие от большинства других жителей Дагестана, участие жениха и невесты в свадебных торжествах и веселье; обычная борьба невесты с женихом в брачную ночь и установление катка на крыше "на попа" в случае неудачи жениха; при посещении родника мазание лица невесты курдючным жиром в целях защиты от зла и обеспечения достатка (Гаджиев ГЛ., 1988. С. 74-86; Он же, 1994. С. 3946).

Родильная обрядность обставлялась множеством запретов и предписаний для роженицы и ее родственников. Выполнялись все прихоти беременной женщины. Рождение мальчика отмечали торжественно, а рождение девочки иногда оставалось незамеченным.

В похоронном ритуале преобладала мусульманская обрядность. Хоронили умерших в день смерти, а если умер после обеда, то похороны откладывали на следующий день.

В обрядности отмечаются самоистязания (вплоть до увечий) женщин (матери и сестер) при смерти молодого человека; специальные плакальщицы - ведущие и импровизаторы, чаще всего это матери недавно умерших (особенно погибших) сыновей; обычная форма выражения траура и принятия соболезнования (мужчины во дворе, женщины в доме), черная одежда для женщин, повседневный костюм и небритость для мужчин, неучастие в увеселениях, которые откладывались во всем ауле до специального разрешения старшего родича покойного (если свадьба совпадала с днями траура и все приготовления уже завершены - зарезан скот, испечен весь хлеб, приглашены участники, особенно из других мест, тогда старший родич покойного сам шел к отцу жениха и просил его не откладывать, или продолжить торжество; так делалось во всем Дагестане) {Он же, 1988. С. 96-97, 99-101).

Общественный строй представлял собой симбиоз пережитков родового строя и феодализма. В XVIII в. чамалалы податей не платили и управлялись выборными старшинами. Внутри чамалальского общества происходило имущественное расслоение. Были состоятельные горцы - свободные уздени, в частной собственности которых имелись основные массивы пахотных земель, сенокосов, большая часть садов, поголовье скота. Были и лично свободные горцы, но с маленькими участками пахотных земель, им своего хлеба не хватало, и они работали на состоятельных горцев. Земельные угодья, движимость и недвижимость находились также в вакуфном владении. В обществе были и бесправные неимущие горцы, бывшие рабы (нисуди, хъазахъ), которые служили у состоятельных крестьян.

Высшим органом власти являлся сельский сход, на котором решались все важные вопросы. Право голоса на сельском сходе имели все мужчины, достигшие 16-летнего возраста.

Судопроизводство осуществляли местные духовные лица на основании норм адатов и шариата. Главной задачей суда было примирение тяжущихся сторон, поэтому он назывался третейским, маслагатным. Вопросы семейно-бытового характера решали на базе шариата, а все остальные - адата. 

Значительное место в общественной жизни занимал обычай кровной мести, выступавший с древнейших времен регулятором взаимоотношений между разными общинами и отдельными лицами. Кровная месть соблюдалась неукоснительно при преднамеренном убийстве, нанесении оскорбления, вредительстве. Она распространялась на мужскую часть родственников от 16 до 60 лет.

В общественной жизни большая роль отводилась обычаю взаимопомощи. Он практиковался при строительстве дома, при уборке урожая, пахоте, свадьбе, во всех трудоемких работах. Важным звеном в сфере общественных отношений было гостеприимство. Каждый горец рад гостю в любое время года и суток, откуда бы он ни явился. Существовал свод нравственных и этикетных норм по приему и проводам гостей, призванный удовлетворить потребности пришедшего, помочь ему решить задачу, ради которой он прибыл в данный населенный пункт.

Было развито также куначество. Кунак - почти родственник, который разделяет с семьей радость и горе; как член семьи он может в любое время прийти в дом без предупреждения, и это отмечается весьма торжественно. Кунаки бывают наследственные и вновь приобретенные. Они часто обмениваются дорогими подарками, называют своих детей именами своих кунаков.

Существенный элемент культуры чамалалов - народная медицина. В ней широко использовались лекарственные травы: зверобой, тмин, чабрец (тимьян ползучий), крапива, конский щавель, мята и др. Широко было распространено и знахарство. Знахарями выступали в основном служители религиозного культа, а также некоторые сельчане, разбиравшиеся в психологии простых людей. Основной метод лечения заключался во внушении и самовнушении; он имел форму психотерапии и принимал магическую окраску.

В 1911 г. в сел. Агвали открыли первую больницу на шесть коек. Естественно, она не решала проблему охвата всего населения врачебной профилактикой и лечением болезней. Уже в советское время, в 1974 г. в Агвали построили специальную больницу на 135 коек, а также поликлинику, где имелись лаборатория, физкабинет с новейшим медицинским оборудованием. В том же году были открыты роддом, а также женская консультация, а с 1986 г. в селении функционирует зубоврачебный кабинет. В 1960-е годы были организованы медпункты в селениях Цумада, Гигатли, Гадири, Кенхи, Верхнее и Нижнее Гаквари. Сейчас охраной здоровья чамалалов занимаются 19 врачей, из них 12 - с высшим образованием, в том числе хирург, невропатолог, психолог, стоматолог, кожновенеролог, гинеколог и др. За пределами Дагестана известно имя М. Абдулхабирова, работающего в Москве в области травматологии; пользуется уважением заслуженный врач, кардиолог Марьям Кахиева, чамалалы благодарны хирургу Ахмеду Магомедову и др.

До революции у чамалалов не было грамотных, за исключением мусульманских духовных лиц, умевших читать и писать по-арабски. В 1950-е годы в сел. Агвали работали учебно-консультационный пункт республиканской заочной школы и вечерняя школа. В 1949/1950 учебном году организована средняя школа в сел. Агвали, в 1955-1956 г. - в сел. Нижнее Гаквари, в том же учебном году в сел. Верхнее Гаквари открыта школа-интернат. Первоначально в этих учебных заведениях преподавали приезжие из России. Добрыми словами вспоминают чамалалы педагогов Н.М. Дедюгину (сел. Агвали), И.В. Турьянского (сел. Гадири), Е.И. Иванову (сел. Нижнее Гаквари), Е.А. Чечеткину (сел. Гигатли) и др. Чамалалы гордятся своими заслужившими народную похвалу учителями во всех школах. В настоящее время в чамалальских селениях Верхнее и Нижнее Гаквари, Гигатли, Кенхи, Агвали функционируют средние учебные заведения. Восьмилетняя школа имеется в сел. Гадири, начальные школы - в селениях Цумада, Ричаганих, Гигих, Цидатли, Цумада-Урух, Гигатли-Урух, Гачитли и др. К услугам чамалалов вечерняя и заочная школы. Учителей с высшим образованием у чамалалов насчитывается 165 человек, со средним специальным образованием - 61, что составляет соответственно 62,8 и 43,0% от общего числа учителей Цумадинского р-на.

Успехи в области образования можно проиллюстрировать на примере сел. Гигатли. До революции здесь не было ни одного человека с высшим образованием. Сейчас практически все взрослое население является грамотным, около 100 человек имеет высшее образование, четыре человека - ученую степень кандидата наук. Сейчас в селении функционирует средняя школа, где обучение ведут специалисты, родившиеся в Гигатли, два учителя имеют звание заслуженный учитель школы Республики Дагестан; при школе имеется группа продленного дня, интернат на 125 мест, заочная школа. В селении работают библиотека, дом культуры, музыкальная школа и т.д. Развитие духовной культуры Дагестана связано с именами заслуженных артистов республики 3. Газимагомедовой, М. Абакарова и др.

Богато представлено духовное наследие чамалалов в обрядах, традициях, обычаях, имеющих древние корни и сохраняющих в отдельных случаях этническую специфику. В производственной деятельности это был обряд "вызова" дождя. Во время засухи все жители селений шли к озеру около гадаринской горы Анч1ил муц1, резали жертвенного жеребенка, кровь пускали в озеро, голову также бросали туда и читали молитвы, обращенные к божеству, чтобы тот послал дождь. Интересные обряды существовали в свадебном ритуале. Во время посещений родственниками жениха родственников невесты в доме последних молодежь, особенно девочки, привязывали к одежде пришедших разные тряпки и подсмеивались над ними.

Связь чамалалов с другими народами и прежде всего с аварцами уходит в глубь веков. Аварцы арендовали земельные угодья чамалалов. Особенно тесные связи были с обществом Ункратль, население которого считается выходцами из аварских обществ. Много у них общего в традиционной культуре. Поддерживали чамалалы связь и с чеченцами. Нынешнее чеченское сел. Чадыри некогда считалось чамалальским. Межнациональные браки между чеченцами и чамалалами заключаются и в наши дни. Чеченцы-земледельцы помогали чамалалам, снабжая их зерном в обмен на продукты животноводства. Интенсивные связи существовали между чамалалами и годоберинцами. Свидетельство тому - общность святыни Анжука, находящейся в сел. Годобери. Жители сел. Гигатли считают Анжука своим сельчанином, якобы по воздуху перелетевшим в Годобери.

Чамалалы имели контакты с лакцами. Широкой популярностью пользовались у них керамические изделия, с которыми приходили к ним торговцы из селений Балхар, Кумух. Свои ювелирные изделия привозили к чамалалам и кубачинцы. Чамалалы приобретали саженцы для своих садов в лезгинском сел. Касумкент. Существовали давние связи и с грузинами: происхождение многих тухумов чамалалов связывается с выходцами из Грузии. Здесь оседали как пленники грузины, приведенные после набегов, так и оказавшиеся по другим обстоятельствам.

У чамалалов много нерешенных вопросов. Существует проблема разъединения единого этноса. Часть чамалалов, как уже отмечалось, проживает в Ша- тойском р-не Чеченской Республики, а подавляющее их число - в Цумадинском р-не Республики Дагестан. Такая разобщенность приводит к утере многих этнических ценностей, ослаблению этноса, его генофонда, культурной самобытности.

Имеются значительные трудности и в решении языкового вопроса. Чамалалы - бесписьменный народ. Для них характерно трехъязычие. Дети, достигшие школьного возраста, изучают аварский, затем на его основе - русский и наконец на базе русского - один из иностранных языков. Чамалальский язык превратился в чисто бытовой, он оскудевает, становится беднее его словарный фонд. Несмотря на трудности, чамалалы занимают достойное место среди дагестанцев по созданию и умножению национального богатства своей республики.

Фрагмент цитируется по изд.: Народы Дагестана. Отв. Ред.: С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. М., 2002, с.222-231.

Этнос: