Левицкий В.А. Турок — отличный солдат

Турок — отличный солдат. Он безупречно храбр, стоек и очень скромен в требованиях к жизни. Типичный турок — выше среднего роста, сухопар, легок в движениях, а физически крепок. С поразительной покорностью он выносит все тягости и лишения войны, заслужив славу еще с давних времен. По общим отзывам, турецкий пехотинец и по природным качествам, и по боевой подготовке не уступит ни одному лучшему солдату в мире. Он самостоятелен в бою, воспитан в активном духе, а в обороне стоек до последнего упорства. Что же касается самих душевных качеств турецкого солдата, то их благородству могут позавидовать все народы, не исключая при этом и культурных европейцев. В доказательство вышеизложенного можно было бы привести целую литературу, но я ограничусь лишь двумя примерами.

Во время Сарыкамышских боев турецкая армия в течение двух недель занимала часть нашей территории, где в отношении местного населения она проявила полную корректность, а случаи насилия носили единичный характер. Другой пример, касавшийся быта турецкой армии, не менее характерен. В тех же Сарыкамышских боях, в лесу, мне сдались несколько турецких солдат, причем один из них оказался без оружия. На мой вопрос, куда он девал свое ружье, мне один из них, очевидно старший, ответил, что обезоруженный был среди них в качестве арестованного и сопровождался ими в один из штабов для производства над ним суда за какой-то проступок, совершенный им над местным жителем.

Турок по натуре миролюбив. Он далеко не склонен к бряцанию оружием, но на войну он всегда смотрел как на неизбежный долг, который он должен быль свято выполнить перед своей религией и родиной. По вероисповеданию турок магометанин, и дух этой религии отражается во всем его укладе жизни. Он религиозен, глубоко предан заветам старины, но в то же время он и веротерпим.

Свойственный его религиозному воззрению фатализм, а также присущая ему впечатлительность южанина легли в основу его характера, что сказалось и на духе его армии. Вооруженные силы Турции всегда внушали серьезные опасения ее соседям, и последние, на случай войны, не должны были уступать ей ни в количественном, ни в техническом отношении. Как общее правило, в тождественных условиях борьбы сопротивляемость турецкой армии очень часто превосходила всякие ожидания.

Прочитавший эти строки может задать мне вопрос: почему же Россия, неоднократно воевавшая с Турцией, всегда ее побеждала? Кроме того, в последней Балканской войне маленькие государства, как Сербия и Болгария, оказались победителями турок 1. Наконец, подчеркиваемая мной гуманность турок не раз омрачалась их зверством в отношении христианского населения как теперь, так и в прошлые войны 2.

Нет спору, что могущество Турции было давно уже поколеблено рядом неудачных для нее войн. Однако эти неудачи можно объяснить целым рядом причин, но отнюдь не упадком боевого духа турецкого солдата. Турок, с эпохи нашествия османов, со времен бесстрашных янычар до наших дней, является примером воина беззаветной храбрости. Конечно, со времени далекого прошлого в бесконечных религиозных войнах мировоззрение турок, как и всех тогда народностей, резко отличалось от теперешних их убеждений. В прошлые времена турок был всецело фанатиком своей религии. Тогдашний ислам отличался нетерпимостью к христианству. Но с течением веков узкий фанатизм турок начал терять прежнее значение, и еще задолго до нас он остался лишь достоянием их духовенства.

Ислам и сейчас господствующая религия в Турции, но в то же время прочие вероисповедания не терпят былых ограничений. Все же притеснения, испытываемые христианским населением в Турции, о которых так часто повествует русская и иностранная пресса, основываются главным образом на политических причинах и на иностранной пропаганде.

Примечания

1. Болгария потерпела поражение и лишилась большей части своих приобретений в первой войне, а Османская империя вернула Адрианополь с окрестностями.

2. В ходе геноцида, организованного и осуществленного в 1915 г. на территориях, контролируемых властями Османской империи, погибло от 300 тыс. до 2 млн армян. Под ранними событиями автор, вероятно, подразумевает Хамидийскую резню (1894-1896), где погибло от 50 до 300 тыс. армян. Автор, вероятно, не знал о резне в Смирне (Великий пожар в Смирне) (1922), где в ходе Греко-турецкой войны (1919-1922) турецкие войска под командованием Мустафы Кемаля Ататюрка (1881-1938) вошли в Смирну (совр. Измир, Турция), после чего началась резня христианского населения города (греков и армян). Погибло 200 тыс. человек.

Левицкий В.А. На Кавказском фронте Первой мировой. Воспоминания капитана 155-го пехотного Кубинского полка. 1914-1917. М., 2014, с. 271-274.

Страны: 
Этнос: