ХВАРШИНЫ, акьилько, атлилько (самоназв.), народ группы цезских народов в Российской Федерации. Численность 2 тыс. чел. (1989). Все переписи населения включали их в состав аварцев. Лишь перепись 1926 года выделила их в качестве самостоятельного этноса и определила их численность в 1019 человек. Говорят на хваршинском языке (с небольшими диалектными особенностями в каждом селе). Распространены также аварский, русский, тиндинский языки. Письменность: на основе арабской графики с конца 18 - начала 19 веков, на основе русской графики на аварском языке - с 30-х годов 20 века. Верующие - мусульмане-сунниты.
Живут в Дагестане, в юго-восточной части высокогорного Цумадинского района вдоль ущелья, образованного притоком р. Андийское Койсу р. Хваршинка, в 7 населенных пунктах (Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Инхоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни). От названия самого крупного населенного пункта происходит этноним "хваршины". Соседями их являются: с юга и запада дидойцы, на севера и востока тиндалы. Большая их часть (примерно 70%) переселена на равнину - в Хасавъюртовский, Кизилъюртовский районы. Предполагается, что с древнейших времён до позднего средневековья хваршины входили в состав военно-политического союза Дидо. Впоследствии ненадолго вошли в состав общества Богоз (Тинди). К началу 19 века отделились, образовали хваршинский союз сельских обществ (общество Хварши). После реформ 60-х годов 19 века вошли в состав Тиндинского наибства. Первые письменные сведения о хваршинах носят статистам, характер и относятся к 1840 года.
Хваршины были объединены в общину-джамаат. Органы управления: сельский сход, старейшины, духовный глава (дибир), исполнители, глашатай; с 60-х годов 19 века - старшина. Судопроизводство осуществлялось на основе записанных норм обычного права (адата), частью на нормах мусульм. права (шариата).
В феврале 1944 года хваршины были принудительно переселены в Веденский район Чечни. В 1957 году часть вернулась в полуразрушенные селения, часть переехала в равнинные районы Дагестана.
Для хваршин характерно развитое хуторское хозяйство. Основное занятие хваршин - яйлажное скотоводство, главным образом - овцеводство. Овцы курдючные, тушинской породы. Коровы - мелкорослые, горской породы. Богарное плужное земледелие на склонах гор. Пахотное орудие - древнейший горский плуг - баруц с железным лемехом. Приёмы агротехники - плодосменная система, ежегодное удобрение - навоз с древесной золой. Сеяли ячмень, пшеницу, рожь, просо. Из технических культур выращивали лён-кудряш, из овощных - тыкву, морковь.
Промыслы: производство сукна и особых ворсистых одеял цахъ ала, паласов, вязание шерстяных носков, сапог, валяние войлока, изготовление деревянной мебели, кухонной утвари, долблёных бочек и ульев. Получили развитие пчеловодство, бортничество и охота. Половое разделение труда строго регламентировано. Была развита меновая торговля. В последние десятилетия пришли в упадок все виды промыслов; из традиционных занятий сохранились скотоводство, пчеловодство; получило развитие садоводство с использованием морозоустойчивых сортов яблонь и груш.
Семьи, объединявшиеся на основе общего предка в тухум, морально и материально поддерживали друг друга в обществе. Самыми близкими считались родственники до 4-го поколения с отцовской (главным образом) и материнской стороны. Форма семьи - малая, простая. Глава семьи - старший мужчина, роль женщины в решении семейных вопросов также была значительна. Существовало строгое соподчинение младших старшим, сестёр - братьям, детей - родителям. При существовании различных форм брака (левират, сорорат, похищение и его разновидности - брак уводом, прикосновением и др., бытовавшие редко) основной формой был брак, заключённый на основе сватовства.
Сёла хваршинов располагались на естественно укреплённых местах. На подступах к с. Хварши сохранились четыре сторожевые башни. Планировка улиц бессистемная. Жилища - прямоугольные, в основном двухэтажные, каменные, с турлучными внутренними стенами и с открытыми лоджиями на втором этаже. Первый этаж - хлев, второй - жильё, как правило 2-камерное, крыши плоские, земляные. Функцию двора часто выполняла крыша нижерасположенного дома, отдельный двор - редкое явление. К дому примыкали специальные деревянные пристройки (бокьис гIачIнаба) для хранения продуктов. Архитектурно-декоративные приёмы немногочисленны - в основном каменные рельефы, кладка из обработанного камня, резные деревянные детали.
Мужской костюм состоял из рубахи (гуд), штанов, распашного бешмета, черкески; в зимнее время надевались разновидности овчинных шуб (къочора), овчинные куртки (кIойту хабачи), войлочные накидки (бутнус къочора); популярны были и андийские бурки. Головным убором служили белые или чёрные овчинные папахи нескольких фасонов - конусообразные, цилиндрические, а с начала 20 века в виде перевёрнутой трапеции с белым суконным дном. Наиболее распространённой обувью являлись шерстяные вязаные сапоги с войлочной простёганной подошвой и усечённым носком, орнамент - мелкий тёмный рисунок по белому полю; бытовали также войлочные сапоги (зунгеба), полуботы из сыромятной кожи (хъурхель), чувяки (мугуры), кожаные полусапожки (уйлятIу), а также обувь с деревянной подошвой, кожаным верхом без задников (хъваркинеба). Украшением костюма служил кожаный ремень с литыми серебряными фигурками, на к-ром справа висели пистолет (тапанча) и серебряная коробочка (гьутугь) с нутряным жиром для смазывания рук, а слева - кинжал. На большом пальце правой руки носили серебряную печатку, а на запястье и мужчины и женщины (обязательно) носили браслет из чёрного войлока шириной 2-3 см. Голову мужчины брили наголо, отпускали усы, а женатые мужчины небольшие бороды.
Одним из основных элементов женского костюма было платье-рубаха туникообразного покроя, расширявшееся книзу за счёт боковых клиньев, с прямыми вшивными рукавами (без ластовиц) и вертикальным разрезом на груди. С конца 19 века туникообразная рубаха стала нательным бельём, а поверх молодые женщины надевали платье с кокеткой, а девушки - отрезное платье, присборенное или в складку. Обязательным для всех видов платья остался (у пожилых женщин и в наше время) красный трёхметровый кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались спереди или сбоку. Зимой поверх платья надевали овчинные шубы: хуну (напоминало туникообразное платье, но было распашным и подвязывалось красным кушаком) и кIа-лакIач (шуба-накидка с ложными рукавами, уже и короче мужской). Вторым основным элементом одежды являлись штаны - они были прямыми и очень широкими (за счет квадратного клина) в верхней части. Штаны стягивались на бедрах узким гашником, связанным из шерстяных ниток; концы гашника украшались кисточками. Низ штанин обязательно украшался тремя полосками грубого шелка зеленого, красного, черного цветов.
В теплое время года штаны носили навыпуск, зимой заправляли в обувь. В качестве головных уборов бытовали два вида чухту и платок. Первый вид чухту - чепец, сшитый из однотонной яркой материи в сборку на лбу, с кожаной планочкой на темени для удержания кручёных височных колец. Удлиненная часть сзади не зашивалась, а просто свисала как фата. У молодых женщин с 19 века имело распространение чухту - накосник с чепцом из материала темных тонов, по низу отделанный широкой красной полоской. Поверх чухту носили квадратный платок (4x4) из сукна (позже из бязи). Женская обувь отличалась от мужской только декором и длиной голенищ. В конце 19 века получили распространение сафьяновые сапожки с трапециевидным невысоким каблуком. Низ голенища отделывался цветной шелковой строчкой. Носок и задник украшали серебряными монетами.
Девочкам заплетали волосы в несколько косичек, девушки - две косы, взрослые женщины часто сбривали волосы на затылке, а пожилые оставляли только чуб. Украшением для женщин служили серебряные монеты, ими обшивали ворот, подол и рукава платья. Из монет собирали и нагрудник "титино", который доходил до пояса. Носили также различные пластинчатые ожерелья, браслеты, серьги, кольца, имели распространение деревянные, коралловые и янтарные бусы.
Для шитья одежды до 19 века использовали в основном местные материалы (сукно, овчину, войлок); с 19 века проникли из России дешевые фабричные ткани.
Пища мучная и мясомолочная: основные блюда - хинкал дискообразной формы диаметром 10-12 см, пресные чуреки, сдобный хлеб и толокняные комки; молочные, мясные и зеленые супы; различные пироги с творогом, травой, мясом и др., вареники и курзе с такой же начинкой. Имели распространение густые компоты из лесных фруктов и ягод, травяные отвары, а также злаковые хмельные напитки.
Религиозные праздники: день рождения пророка, день поминания умерших, день окончания поста. Праздновались также середина зимы, праздник первой борозды, окончание сбора урожая, короткий день года (день безделья) и др. Проводились обряды вызывания дождя и солнца. Устное народное творчество двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды, сказки, песни, плачи и др. сохранились и передавались устно на хваршинском и аварском языках.
Календарь лунно-солнечный, в основе лежит производственная деятельность и эмпирический опыт многих поколений. Народные лекари умели поставить правильный диагноз и излечивать большинство известных медицине болезней, в том числе при помощи хирургического вмешательства. Искусство врачевания передавалось из поколения в поколение.
Традиционные верования - сохранившиеся домонотеистические представления, связанные с различными видами магии, тотемизмом, культом предков, обожествлением объектов природы и ее сил, различные приметы и суеверия, вера во вредоносные силы в определенные дни (день Ашуры, 7 дней Бадруса и др.). Среди местных демонологических персонажей добрые и злые джины, шайтаны, демонические существа: домовой Рисисан; лесные духи, покровители охотников, Будалла; мать болезней Лелълънос ишу и др.
На территории хваршин наряду со скотоводством и пчеловодством получили развитие садоводство (морозоустойчивые сорта яблонь и груш и др.), огородничество (картофель и др.). В связи с тем, что существуют проблемы занятости мужского населения, хваршины уезжают на сезонные работы в другие регионы Дагестана (в основном в ногайские степи для сбора репчатого лука и возделывания бахчевых культур). Издавна у хваршин почти в каждом селении были образованные люди, которые свободно владели арабским языком и могли переводить на местный язык религиозную литературу, медицинские трактаты. Самым известным учёным-богословом считался легендарный Загалав-апанди из Хварщи (ум. в 1871), он написал около 109 книг, 84 из которых сохранились.
М.К. Мусаева (Махачкала)
Использованы материалы издания: Народы России. Энциклопедия. М., 1994, с. 383-385.