Арамеи (также «ахламеи») – номадический семитский народ Передней Азии, носитель одного из западносемитских языков, вероятно, выделившегося из родственной семитской среды в середине III тысячелетия до н.э. Во II тысячелетии до н.э. племена арамеев обитали на территории центральной и восточной Аравии. Их легендарный первопредок Сахламу (что можно перевести как «пра-ахламей») упоминается в первой половине II тысячелетия до н.э. в арамейских племенных генеалогиях, согласно которым ахламеи, по-видимому, считались одной ветвью его потомков, а сутии-амореи – другой. К середине II тысячелетия до н.э. арамеи занимали северо-восток Аравии. Около 1360 года до н.э. они под названием «ахламеев» упоминаются в вавилонских документах как соседи Дильмуна Бахрейн). Около 1350 года до н.э. арамеи широко расселяются на западе и северо-западе, образуя на новозанятых территориях две крупные племенные общности. Одна, известная под названием «ахламеев», двигаясь вдоль Евфрата, заняла район Среднего Евфрата с нагорьем Джебель-Бишри (с этого времени получившим название «Горы ахламеев»), прилежащие районы Верхней Месопотамии и часть Сирийской степи с Пальмирой. Во второй половине XIV– начале XIвеков до н.э. эта группа неоднократно сталкивалась с ассирийцами. Другая группа, известная под названием собственно арамеев (по самоназванию – потомки легендарного Арама), продвинулась к югу от первой и распространилась к рубежам Сирии – Палестины, где к концу XIIIвека заселяла оазис Дамаска и сопредельные области Южной Сирии (известной по египетским источникам как подвластная фараонам «Страна Арамеев», по-египетски «Па-Арам»). С исчезновением египетской власти здесь в начале XI века окончательно сложились арамейские царства Южной Сирии: Арам-Дамаск, Арам-Цоба, Арам-Бет-Рехов, Арам-Мааха. К этой южносирийской общности арамеев относится, по-видимому, ветхозаветная генеалогия, перечисляющая членов 12-коленного племенного союза, представители которого далее называются арамеями (Уц, Буз, Кемуэль, Кесед, Хазо, Пильдаш, Йидлаф, Бетуэдь, Тевах, Гахам, Тамаш, Мааха). Локализация соответствующих племен (Уц в районе Дамаска и Трахонитиды, Буз в Северной Аравии, Хазо на границе Эдома, Мааха в верховьях Иордана) и дальнейшее повествование Книги Бытия (по которому арамеи замечаются прямо на восточных рубежах Палестины и поддерживают с Израилем тесные контакты и общую границу в Галааде, Быт. 29: 31: 44-54) помещают этот общеарамейский массив в Южной Сирии. Судя по тому, что в генеалогии нахоритов еще значится Кесед (эпоним халдеев, которые уже в XIвеке оторвались от арамейской общности), но отсутствуют существовавшие к 1050 году до н.э. арамейские царства в Дамаске, Цобе и т. д., эта генеалогия относится к временам великого расселения арамеев в XI веке и отвечает вышеупомянутой собственно арамейской племенной общности Южной Сирии XIV-XII веков до н.э. По-видимому, территория именно этой общности именуется в Ветхом Завете «Паддан-Арам» («Надел Арамеев»).
Темной остается фигура Кушан-Ришатаима (Хусарсафема), царя Арам-Нахараим (Арамейского Двуречья, то есть арамейской Верхней Месопотамии), согласно Ветхому Завету (Суд. 3:7-11) воевавшего с израильтянами около 1150 года до н.э.; возможно, первоначально речь шла о вожде «Паддан-Арама» (в I тысячелетии до н.э. в древнееврейских исторических воспоминаниях «Паддан-Арам» и «Арам-Нахараим» слились воедино). С точки зрения ветхозаветной традиции в I тысячелетии до н.э. южносирийские государства с арамейскими династиями образовывали особый единый регион «Арам» (в то время как Северная Сирия воспринималась как хеттский регион). Термин «арамеи» впервые появляется в дошедших до нас клинописных источниках на рубеже XII-XI веков до н.э. в надписях ассирийского царя Тиглатпаласара I, где говорится о его войнах с ахламе армайа (дословно «арамейскими ахламеями»; «ахламеи» здесь рассматриваются как ветвь общности арамеев), расселявшиеся с центром в Пальмире. Во второй четверти XI века до н.э. начинается грандиозное переселение собственно арамейских племен Южной Сирии: двигаясь на север, они занимают центр и север этой страны, и, поднимаясь вдоль течения Евфрата, совершают набеги на области истоков и верхнего течения Тигра, где с ними с переменным успехом борются ассирийцы. Небольшая область к северу от Тигра, занятая одной из групп арамеев в ходе этих набегов, получила название Арме и впоследствии именно по этой области были названы ее позднейшие обладатели, «армяне».
На рубеже XI-X веков до н.э. арамеи меняют направление экспансии с северного на восточное. Они прорывают ассирийскую оборонительную линию по Евфрату и занимают всю Врехнюю Месопотамию, ассимилировав родственных им ахламеев (после этого термины «арамеи» и «ахламеи» употреблялись в месопотамских источниках как взаимозаменяемые: в ассирийской и вавилонской терминологии I тысячелетия до н.э. арамейский язык назывался «ахламейским», и сами арамеи в целом могли именоваться «ахламеями»). В то же время одно из арамейских племен Южной Сирии, халдеи (собственно «Кесед»), оторвавшись от своих родичей, двинулось на эго-восток, разорило крайний юг Вавилонии и осело там (впоследствии халдеи составили один из главных компонентов населения Вавилонии; после своего отселения от прочих арамеев в XI веке халдеи уже никем не воспринимались как арамеи, хотя по-прежнему говорили на арамейском языке, и термины «арамеи» и «халдеи» употреблялись как обозначения различных народов, наряду друг с другом). С того же времени арамеи составляют существенный компонент населения Киликии. В 920-855 годах до н.э. ассирийские цари завоевали весь ареал верхнемесопотамских арамеев («Арам-Наахараим»), а к середине IXвека до н.э. начали войну с арамеями Сирии. Самым упорным противником ассирийцев здесь стал Арам-Дамаск (с переменным успехом ведший также борьбу с Израилем и временами объединявший под своим влиянием всю Южную Сирию и Палестину), но с его падением в 732 году до н.э. и сирийские арамеи были включены в состав Ассирийской державы. В результате Ассирия объединила всех арамеев в границах одного государства, и оказалось, что они и образовали большинство населения Ассирийской империи. Отсюда именованием арамеев «ассирийцами» и, сокращенно, «сирийцами» в античных источниках и переводах Ветхого Завета на европейские языки.
В результате переселений XI-X веков до н.э. большая часть населения Плодородного Полумесяца оказалась арамеизирована. Вплоть до арабского завоевания в VII веке н.э. арамеи были одним из важнейших этносов Передней Азии, а арамейский язык стал языком международного и культурного общения на Ближнем Востоке, многих царских надписей и документов Сиро-Киликийского («позднехеттского») региона первой половины Iтысячелетия до н.э., а также административной документации иранской и эллинистических держав – второй половины Iтысячелетия до н.э. Открывшиеся тем самым возможности контактов и усвоение арамеями богатейшего наследства переднеазиатских, иранских, а позднее и античных цивилизаций, сделали арамейскую культуру более чем на тысячелетие ведущей культурой Ближнего Востока. В XI-X веках до н.э. арамеи восприняли финикийский алфавит и перешли к письменной культуре. Для ранних арамеев характерен особый вариант западносемитского язычества: под влиянием хетто-хуритских жителей Сирии на первый план у них выдвинулся Бог Грозы (западносемитский Хадад, Хаддаду с эпитетом Рамман, «Громоносный»; помимо прочего он считался династическим покровителем царей Арам-Дамаска, часто именовавших себя «Сынами Хаддада» - арам. Бар-Хаддад, евр. Бен-Хаддад, Венадад). Былые западносемитские верховные боги (небесный Бел-Шамем и его всевластный сын Эль, управляющий космосом) отошли у арамеев на второй план. Арамеи Верхней Месопотамии усвоили в ее главном центре – Харране – местный культ месопотамского бога Луны, Сина, отождествив его с арамейским лунным богом Шахром. К концу I тысячелетия до н.э. арамеи Сирии находились под определенным влиянием древнееврейских представлений; арамеи Дамаска, в частности, почитали Авраама, который, по преданию, некогда правил в этой области. На рубеже эр сирийцы-арамеи часто принимали иудаизм, а в первые века нашей эры сделались главными носителями христианства в Передней Азии. Отдельные группы арамеев приняли гностические культы. Большинство арамеев было ассимилировано и исламизировано арабами после VII века н.э.; их современным остатком, сохранившим арамейский язык, являются так называемые айсоры (дословно «ассирийцы»); среди них выделяется этноконфессиональная группа мандеев (приверженцы гностицизма).
А.А. Немировский
Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 569-571.
Литература:
История Востока. Т. 1. М., 1997.
Kupper J.-R. Les nomads en Mesopotamia au temps des rois de Mari. P. 1957.
Peoples of Old Testament Times. Oxford, 1973.