Вепсы — народ, относящийся к финно-угорской языковой группе. Живут вепсы группами в южной Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях. Общая их численность составляет 12,5 тыс. чел. Верующие вепсы исповедуют православие. Они обращены в христианство в 11—12 веках. У вепсов очень долго сохранялись дохристианские верования. Они считали, что мир населен многочисленными духами: в лесу — леший, в озерах и реках — водяной, в жилище — домовой, в бане — банный и т. д. Считали, что духи живут семьями и имеют детей. Был распространен культ деревьев (ели, сосны), существовали священные рощи. Вырубать наиболее старые участки леса считалось грехом. "Хозяин леса" — леший мог выступать в роли доброго духа, но чаще — в роли духа злого, который может закружить в лесу или наслать удушье. В верованиях вепсов прослеживаются также следы земледельческих культов. Это выражается, например, в праздновании Киселева дня, который отмечался в четверг на Троицкой неделе. Праздник посвящали заботе об урожае овса, и в то же время он был связан с культом предков. В начале осени, в день Рождества Богородицы, во многих деревнях совершались жертвоприношения. Закалывали быков или баранов, варили мясо в общественном котле и затем совместно поедали. После этого устраивали игры, во время которых обмывали друг друга киселем и молоком. Существовали у вепсов особые люди — арбуи, которые выполняли роль посредника в общении людей с духами. Арбуи давали имена новорожденным, заключали браки, проводили похороны, предсказывали будущее. Со временем дохристианские верования вепсов переплелись с вероучением, обрядами и ритуалами православия. Это хорошо видно на обычаях первого выгона скота, происходившего в конце апреля на Егорьев день. Представления вепсов о христианском святом Егории переплелись с их верой в хозяина диких зверей — лешего.
Т. В. Лукьянченко
Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 59-60.