Ахвахцы, ашвадо (самоназвание), садыкьилиду, гиахъвалал, народ в России (4 тысяч человек) и Азербайджане (2 тысяч человек). Общая численность около 6,5 тысяч человек. Относятся к андийским народам, коренное население западного Дагестана. Говорят на ахвахском языке, имеющем 2 диалекта: северный и южный, последний включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также русский, аварский, азербайджанский и кумыкский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты.
Ахвахцы предположительно произошли от жителей различных районов Аварии, главным образом хунзахских аварцев. Народ ахуали, ахвали упоминается в грузинских исторических хрониках XIV века северные ахвахцы образовали Ахвахский союз общин, Цунта-Ахвах. южные ахвахцы, Ратлу-Ахвах, ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с XVII века вошли в состав Гидатлинского союза общин. С XV века боролись за независимость с хунзахцами, гидатлинцами, тиндалами и другими. С XV века подвергались исламизации. После присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х годов приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. Часть ахвахцев в первой половине XVIII века расселилась в Закатальском районе Азербайджана, часть в советский период осела на Кумыкской плоскости, между Тереком и Сулаком.
Традиционные занятия — животноводство (главным образом отгонное овцеводство) и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие (ячмень, пшеница, рожь, овёс, полба, со второй половины XIX века — кукуруза и картофель; бобовые, лук, чеснок, табак). Ремёсла: обработка овчины, дерева, камня, выработка кож, кузнечное и другие. Со второй половины XIX века росла товарность производства. Ныне на Кумыкской плоскости получили развитие полеводство, садоводство, овощеводство.
Ахвахцы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. Преобладала малая семья, встречались различные формы неразделённой семьи. В семейной жизни придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.
Традиционные поселения — хутора и селения ступенчато-кучевой планировки, располагавшиеся по склонам ущелий, подступы к ним охранялись многоярусными каменными сторожевыми башнями. С начала XX века и особенно в годы коллективизации население мелких тухумных поселений (их насчитывалось около 200) переселилось в территориториально-соседские селения. Дома прямоугольные каменные трёх- и двухэтажные с плоской земляной крышей и открытой лоджией, украшались художественной кладкой, арочными конструкциями, каменными рельефами, деревянной резьбой. Внутренний двор мал либо отсутствовал. Часть хозяйственных построек выносили за пределы усадьбы.
Традиционная одежда общедагестанского типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, войлочная куртка, бурка, различные овчинные шубы и папахи, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду. Женская: платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, чепец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения.
Пища мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепёшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и молочные похлёбки, пироги.
Отмечали календарные и мусульманские праздники. Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др. передаются на аварском и ахвахском языках. Разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина.
Сохраняются пережитки традиционных верований, связанных с анимистическими представлениями, культами земли, неба, светил, огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отдельных водоёмов, представлениями о злых и добрых духах.
С. А. Лугуев
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 66-67.