ЭТРУСКИ (лат. Etrusci, Tusci, греч. Tyrrnnoi, Tyrsnnoi, самоназвание - rasna, rasnea) - древние племена, населявшие в 1-м тысячелетии до н. э. Севоро-Запад Апеннинского полуостроова, область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана), и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Уже в 7 веке до н. э. этруски имели письменность (заимствованную у греков), а в период культурного расцвета - религиозную и светскую литературу, ныне утраченную (сохранилась часть культовой книги на бинтах т. н. Загребской мумии). Известно большое число надписей (ок. 10 тыс.), преимущественно очень кратких, из которых надежно интерпретированы лишь немногие. Основной источник сведений об этрусках - фрагментарные сообщения греческих и римских авторов: Геродота, Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Страбона, Тита Ливия, Плиния Старшего, Сервия Гонората и др., дополняемые богатыми археологическими материалами из этрусских гробниц и поселений.
Происхождение этрусков остается неясным. Античная традиция считала их выходцами с Востока: по Геродоту (I, 94), они переселенцы из Лидии, осевшие на землях умбров, по Гелланику (5 век до н. э.), - ответвление эгейских пеласгов. Дионисий Галикарнасский (I, 30) видел в них коренных жителей страны. Некоторые черты материальной культуры, искусства и религии этрусков действительно обнаруживают сходство с древними культурами Малой Азии и Эгеиды. На связь с Востоком, как будто, указывает и упоминание в египетских источниках племени турша (trs.w) среди "народов моря", нападавших в 13-12 веках до н. э. на Египет. В современной науке преобладает, однако, мнение (основанное главным образом на данных археологии), что восточные пришельцы были только одним из компонентов, участвовавших в формировании этрусков, сложившихся в самой Италии в результате сложного взаимодействия местных и пришлых этнических групп. Такие взгляды подкрепляются и доступными изучению фактами этрусского языка. Будучи в своей основе языком доиндоевропейского "средиземноморского" типа (близким лемносскому и ретийскому), он содержит также анатолийские, греческие и другие индоевропейские напластования, характер которых заставляет предполагать некогда имевшие место глубокие языковые смешения. Археологически несомненно, что материальная культура этрусков развилась на основе Виллановы культуры. Процесс этнического формирования этрусков завершился, очевидно, к 8 веку до н. э. Уже памятники 7 века до н. э. свидетельствуют об экономическом подъеме, связанном, вероятно, с разложением родовых отношений и переходом к классовому обществу у этрусков. Имущественная дифференциация привела к появлению крупных земельных владений. Основу хозяйства этрусков составляло земледелие (славились этрусская пшеница, виноград, лен), требовавшее (ввиду заболоченности почв) значительных мелиоративных работ. Важную роль играло скотоводство. В Этрурии добывались медь и железо, в обработке которых этруски достигли совершенства. Изделия их ремесленников составляли важную, наряду с продуктами сельского хозяйства, статью экспорта. Торговля велась с греческими колониями в Южной Италии (особенно с Сибарисом), Афинами, Коринфом, Сардинией, Сицилией, Карфагеном, а на суше - с северными заальпийскими странами. С 5 века до н. э. в городах этрусков началась чеканка монет.
В 7 веке до н. э. у этрусков уже имелись многочисленные города-крепости, строго распланированные и обнесенные массивными стенами. Вскоре они превратились в экономические и политические центры, образовавшие вместе с прилегающими территориями города-государства, напоминающие греческие полисы. Во главе их стояли вначале цари, имена которых известны из античной традиции и некоторых этрусских надписей. Цари сосредоточивали в своих руках военную, административную й жреческую власть. В конце 6 - начале 5 веков до н. э., с возвышением новой военно-жреческой знати, монархия постепенно заменяется строго аристократическим устройством, при котором высшие выборные должности (zilath, zilC) замещаются узким кругом лиц, именовавшихся parchis. Обедневшие члены общин вместе с остатками коренного населения и вольноотпущенниками составляли зависимые социальные слои - etera и lautni. Их труд, по-видимому, преобладал как в сельском хозяйстве, так и в ремесле, хотя число рабов было значительным и постоянно пополнялось за счет войн, пиратства и работорговли. Особенностью социального устройства этрусков было более свободное, чем у греков и римлян, положение женщин.
Вероятно, уже в конце 7 века до н. э. возникла конфедерация двенадцати городов-государств (Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Ветулония, Клузий, Перузия, Вольцы, Руселлы, Арреций, Волатерры, Фезулы (или Кортона)), возглавлявшаяся ежегодно избираемым высшим магистром и жрецом (zilath mechl rasnal) из правителей отдельных городов. Ее возникновение способствовало росту могущества и колониальных устремлений этрусков. Овладев около середины 6 века до н. э. плодородными землями в Кампании, а затем и обширными территориями в долине рекм По, они создали там колонии, также объединенные в двенадцатиградия. Еще ранее была захвачена область племен фалисков, а более редкие этрусские поселенцы появились в Умбрии, Лациуме и Лигурии. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила с 616 по 509 годы до н. э. в Риме. В союзе с Карфагеном этруски одержали около 535 года до н. э. победу над греками-фокейцами при Алалии, вытеснили их из Корсики и обеспечили себе почти безраздельное господство на Тирренском мысу. Менее прямое их влияние распространилось в это время почти на всю Италию. Но период могущества не был длительным. Федерация оказалась политически непрочной из-за своекорыстной политики и соперничества отдельных городов. Положение осложнялось социальными противоречиями и сопротивлением населения зависимых областей. Усиливалась также активность внешних врагов (греки дважды, в 524 и 474 годы до н. э., нанесли этрускам поражение под Кумами, положив конец их морскому господству, римляне около 509 года до н. э. изгнали Тарквиниев). Вслед за этим самниты вытеснили этрускам из Кампании, овладев в 423 году до н. э. Капуей, их паданские владения подверглись около 400 года до н. э. нашествию галлов. Отсутствие у этрусков политического и военного единства сказалось и в войнах с Римом, в ходе которых римляне постепенно поодиночке подчинили себе важнейшие этрусские города. Уже в 396 году до н. э. пали Вейи - город, некогда столь же могущественный, как и Рим. В 358 году до н. э. под римское господство подпал Цере, а в 308 году до н. э. Тарквинии. С 310 года до н. э. начинается подчинение средней и восточной Этрурии, а после сражений при Сентине (295 год до н. э.) и Вадимонском озером (283 год до н. э.) в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия. В конце 4 - начале 3 веках до н. э. у этрусков происходила острая социальная борьба внутри отдельных общин (в Арреции в 302, в Вольсиниях в 265). Но еще в течение двух столетий этруски сохраняли в большинстве своих городов, находившихся на положении союзных Риму общин, прежнее политическое устройство, культовые учреждения и культурную самобытность. Только при Сулле (1 век до н. э.) за поддержку, оказанную марианцам, территория этрусков была сильно урезана, оставшаяся часть Этрурии усеяна воен. поселениями, что привело к быстрой романизации.
Этруски внесли значительный вклад в культурное развитие Древней Италии. Особенно сильное влияние они оказали на римлян, для которых были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От них римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) правительственных лиц; этрусская мифология и религия оказали значительное влияние на римскую мифологию и религию. По-видимому, посредством этрусков к римлянам и другим племенам Средней и Северной Италии пришло и греческое письмо.
А. И. Харсекин. Минск.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.
Литература:
Модестов В. И., Введение в римскую историю, ч. 2, СПБ, 1904; Ельницкий Л. A., Элементы религии и духовной культуры древних этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Залесский Н. Н., Этруски в Сев. Италии, Л., 1959; его же, К истории этрусской колонизации Италии в VII-IV вв. до н. э., Л., 1965; Немировский А. И., ХарсекинА. И., Этруски. Введение в этрускологию, Воронеж, 1969; Whatmough J., The foundations of Roman Italy, L., 1937; Altheim F., Der Ursprung der Etrusker, Baden-Baden, 1950; Bloch R., Les Étrusques, (2 éd.), P., 1956; Heurgon J., La vie quotidienne chez les étrusques, (P., 1961); Boёthius A., Etruscan culture. Land and people, N. Y., (1962); Pallottino M., Etruscologia, 5 ed., Mil., 1963; Hencken H., Tarquinia and Etruscan origins, L., 1968; Mühlenstein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969; Keller W., Denn sie entzündeten das Licht. Geschichte der Etrusker - die Lösung eines Rätsels, (Münch. - Z., 1970).