Логашова Б.-Р. Афганцы, пуштуны.

Афганец.

Афганцы, пуштуны (самоназвание на западе расселения — паштаны, ед. ч. пуштун, на Востоке — пахтаны, ед. ч. пухтун), народ в Афганистане (10 млн. человек) и на северо-западе Пакистана (19,5 млн. человек). Проживают также в Иране (1000 тысяч человек) и в Индии (10 тысяч человек); общая численность 30,55 млн. человек. Сохраняются многочисленные субэтнические группы (племенные объединения), крупнейшие из которых — дуррани и гильзаи, а также вазиры, хоттаки, афридии, шинвари, моманды, юсуфзаи, оракзаи, хугиани, сафи, какары и многие другие Говорят на афганском языке (пушту, или пашто) иранской группы индоевропейской семьи, который распадается на несколько диалектов, объединяющихся в две группы: северо-восточные и юго-западные Гильзаи, моманды, юсуфзаи и другие говорят на диалектах северо-восточной группы. Распространён также дари (фарси-кабули). Письменность на основе арабского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты (кроме группы дзадзи — шиитов).

Упоминания об афганцах — "авганских племенах", обитающих в горах на западной границе Индии, появляются в средневековых источниках (XI век). В соответствии с генеалогическими преданиями, афганские племена делились на четыре основные группы, по именам родоначальников: сар(а)бани, батани (или битани), гаргушти и карларни (кррани). Общее число племён, по разным источникам, достигает 400.

Территорией первоначального расселения афганских племён был район Сулеймановых гор (афганцы называли их "Пуштунхва"). В XIV—XV веках афганцы расселились до Пешаварской долины, затем до областей Дир, Сват и Баджаур. Афганская народность сформировалась в основном со сложением первых государственных образований XVI—XVIII веках (княжество Акора, Гильзайское княжество, княжество племени абдали в Герате; в 1747 образовалась Дурранийская держава). Афганцы отстояли свою независимость в англо-афганских войнах 1838—1842, 1878—1880, 1919, что способствовало упрочению этнической общности афганцев. Гражданская война в Афганистане, развернувшаяся с конца 1970-х годов, привела к массовой эмиграции афганцев в Пакистан (около 1 млн. человек) и другие страны.

У афганцев сохранились пережитки традиционной родо-племенной структуры: большая семья управляется старейшиной (спинжирай, "белобородый"), несколько больших семей составляют род, которым управляет малик, несколько родов составляют клан (хель), несколько кланов — ветвь племени или племя (каум, кабиле). Управление племенем осуществляется вождём (ханом) племени и главами последующих подразделений, образующих джиргу (совет ханов и маликов или других влиятельных и авторитетных лиц). Большую роль играет кодекс чести — Пуштунвалай.

Основные занятия афганцев — пашенное земледелие и скотоводство. Земледелие преимущественно поливное, при помощи арыков и подземных кяризов. Традиционные орудия — мотыга, кетмень; в крупных частных хозяйствах внедряется современная сельскохозяйственная техника. Культуры — пшеница, ячмень, просо, кукуруза, бобовые (вика, горох, чечевица, фасоль). Из огородных культур распространены морковь, репа, лук, баклажаны, салат, шпинат, капуста, дыни, арбузы, из технических — хлопок, из кормовых культур — клевер, люцерна, из масличных — кунжут, сафлор и другие.

Скотоводством занимаются главным образом кочевые и полукочевые племена, которые составляют около пятой части афганцев; радиус кочевания достигает 500—1500 км. Разводят коз и курдючных овец, а также зебу, буйволов, верблюдов и ослов, в небольшом числе — лошадей. Кочевники весной отправляются со стадами на Север в горы и возвращаются осенью на зимние стоянки. Особые кочевые племена — повинда — осуществляют торговлю на пути своих перекочёвок. Продукция скотоводства — шерсть и кожа — является важной статьёй экономики страны. Проводятся мероприятия по переводу кочевников на оседлый образ жизни и созданию условий для улучшения их быта.

Большое распространение имеют лесной промысел, охота, различные ремёсла — кузнечное, медное, плотничье, столярное, ювелирное, выделка кож и войлоков, ковроделие, шерстяное и шёлковое ткачество и многое другое.

Основным типом жилища у оседлых афганцев является глинобитный или сложенный из сырцового или обожжённого кирпича дом прямоугольной формы, с плоской или куполообразной крышей, окружённый высоким забором из сырцового кирпича или пахсы, у кочевых — четырёхугольной формы шатёр из шерстяной ткани. Кочевники на стоянках ставят шатры в один-два ряда, в центре — шатёр малика. Обычно селение афганцев совпадает с родовым подразделением хель и носит его название. Небольшие селения, состоящие из домов близких родственников, называются кири.

Традиционная одежда различается в зависимости от племени, района обитания, социального положения. Обычно одежда мужчин включает длинную (до колен и ниже) белую или цветную рубаху, широкие штаны, безрукавку из чёрного, красного или зелёного сукна с четырьмя карманами на полах с застёжкой спереди. Непременной принадлежностью является также халат из хлопчатобумажной или шёлковой ткани без застёжек и шоли — длинное, продолговатое хлопчатобумажное покрывало, заменяющее верхнюю одежду. Головной убор — тюбетейка или войлочный колпак и люнги — чалма из 5—7 м ткани обычно белого цвета.

Одежда женщин состоит из длинной, свободного покроя, вышитой по вороту рубахи из цветной хлопчатобумажной ткани и доходящих до щиколотки штанов. У кочевников женщины носят поверх рубахи несколько широких юбок. В городах у женщин различаются уличный и домашний костюм. При выходе на улицу женщина накидывает тёмную чадру. Женщины носят различные серебряные украшения с сердоликом и лазуритом: серьги, кольца, носовые украшения, бусы, ожерелья из монет; характерно для афганцев употребление сурьмы (считается, что насурьмлённые веки предохраняют от глазных заболеваний).

Основная пища афганцев — хлеб (додай) и чай, употребляют также кислое молоко, овечий сыр, летом фрукты и овощи. Из мяса готовят супы — чарва, чарба, шорва, различные кебабы, которые употребляют с разнообразными овощными соусами, маринадами (ачар); излюбленная пища — различные виды плова.

Развит фольклор, особенно героические песни, в которых воспевается борьба афганцев за независимость, а также народные песни-двустишия (ландый) любовного, военного, сатирического и другого содержания. Один из самых популярных фольклорных сюжетов — сказание о любви Адам-хана и Дурханый.

Б.-Р. Логашова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 63-64.

Страны: 
Этнос: