Лукьянченко Т.В. Традиционные верования саамов

Саамы (устаревшее название лопари) — коренное население Северной Европы. В настоящее время живут на Кольском полуострове и в северных районах Финляндии, Швеции и Норвегии. Общая численность — около 55 тыс. чел., в т. ч. в России — 1,9 тыс. чел., из них на Кольском полуострове — 1,6 тыс. чел. Саамы России по своему вероисповеданию считаются православными. Саамы Финляндии и Скандинавии — лютеране. Христианизация саамов Кольского полуострова началась в 15 веке. Однако в значительной мере она была формальной. Языческие культы у них переплелись с христианскими представлениями.

Для дохристианских верований саамов было характерно поклонение небесным светилам (солнцу, луне) и обожествление различных явлений природы. В древних верованиях саамов прослеживаются черты, связанные с материнским культом. Это — представления о Матерях Природы: Мадер-акка (старшая мать) и три ее дочери: Сар-акка (помогает женщинам при родах и оленьим важенкам во время отела), Укс-акка (оберегает жилище) и Юкс-акка (покровительствует детям мужского пола). Женские божества преобладают также и среди покровителей промыслов. Среди них особым уважением пользовалась "хозяйка оленьих стад" Луот-хозик. Перед отпуском летом оленей на вольный выпас пастухи обращались к Луот-хозик с молитвой. Охраняло оленьи стада и женское божество Рази-айка, дословно "родительница травы", а также божества Поць-хозин и Поць-хозик (муж и жена).

Саамы жили в тесной связи с природой, что в значительной степени и определяло их мировоззрение. В основе их древних верований лежали анимистические представления. Все в мире, считали саамы, имеет душу — животные, растения и даже неодушевленные предметы. Различные духи занимали большое место в саамской мифологии. Они обитали повсюду — на земле, в воде, воздухе, подземном царстве. Духи повелевали силами природы, вызывали болезни и несчастья, участвовали во всех событиях жизни людей. Одним из особенно почитаемых духов был Пырт-хозин, т. е. домашний дух, или домовой, считавшийся покровителем домашнего очага. С этим духом и с обычаем почитания очага связано, в частности, выделение в жилище рядом с очагом "чистого места".

Большое место в верованиях саамов занимали тотемистические представления. Тотемными животными могли быть медведь, ворон, тюлень, лягушка и др. Особенно был развит культ дикого северного оленя, который отразился в легенде об олене-человеке Мяндаше. Эту легенду еще в 30-е годы 20 века старики пересказывали и даже пели в стихах.

Был распространен среди саамов и культ св. камней-сейдов. Поклонение сейдам связывают с культом предков, а также с промысловым культом.

В прошлом у саамов было развито шаманство (см. Шаманизм). Шаманы (нойды) предсказывали будущее, насылали и лечили болезни, совершали жертвоприношения. Шаманами чаще всего становились мужчины, получая шаманские способности по наследству от отца, хотя искусству шамана можно было и научиться. Известны у саамов и женщины-шаманки. Специальной шаманской одежды у саамов не было. Камлание проводили с помощью бубна овальной или яйцеобразной формы, поверхность которого была густо покрыта рисунками.

В настоящее время многое из древних верований забыто, но наблюдается усиление интереса к вере. Несколько лет назад в районе расселения саамов (поселок Ревда) была построена и действует правосл. церковь. Существуют ныне среди саамов и приверженцы других религий течений. Наиболее многочисленна община евангелистов.

Т. В. Лукьянченко

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 458-459.

Этнос: