Ярлыкапов А.А. Религиозные традиции чеченцев

По вероисповеданию чеченцы (899 тыс. чел. — 1989) — мусульмане-сунниты шафиитского толка (см. Суннизм). До исламизации чеченцы находились под сильным влиянием соседней православной Грузии, откуда начиная с 8 века к ним стало проникать христианство. Наиболее оно укрепилось, видимо, в Аргунском ущелье (здесь сохранились развалины храмов, найдены остатки предметов христианского культа). В то же время чеченцы продолжали сохранять и прежние языческие верования. Пантеон их божеств, возглавляемый «отцом богов» Дела, включал в себя громовержца Села, богиню Тушоли, бога загробного мира Эштра и т. д. Ислам стал распространяться среди чеченцев с 15—16 веков проповедниками из соседнего Дагестана. Большую роль в исламизации чеченцев сыграл суфизм, укоренившийся первоначально в форме накшбандийской ветви (см. Суфизм в России).

В ходе Кавказской войны чеченцы вели борьбу под знаменем ислама, присоединившись к имамату Шамиля. В 50—60-е годы 19 века среди них распространяется другая ветвь суфизма — кадирия (так называемый зикризм). Громкие радения (зикр) кадиритов, сопровождающиеся танцем по кругу, вызвали резкое недовольство и репрессивные меры со стороны Шамиля. Несмотря на это, зикризм утвердился во всей горной Чечне; орден накшбандия сохранил свои позиции в основном среди равнинных чеченцев.

Гонения на религию в годы советской власти, насильственная депортация чеченцев в 1944 году лишь способствовали укреплению среди них позиций ислама, ставшего одним из мощнейших факторов этнического самосохранения.

Влияние ислама в Чечне усилилось с возобновлением свободного отправления культа с конца 1980-х годов. Создано самостоятельное Духовное управление мусульман республики. Вовлечение ислама в политическую жизнь проявилось в создании в 1992 году проправительственного Исламского центра (в качестве альтернативы оппозиционному муфтияту). Война 1994—1996 годов, в которой религиозные лозунги сыграли не последнюю роль, способствовала дальнейшему укреплению позиций ислама.

Как и все мусульмане, чеченцы отмечают главные исламские праздники — Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также день рождения Пророка (мавлид). Празднование мавлида растягивается иногда на месяц; мавлид устраивается также и по др. особо важным поводам.

Ислам в Чечне имеет неортодоксальную суфийскую специфику. Суфийские общины (вирды), переплетенные с клановой (тейповой) организацией, составляют одну из основ чеченского общества. Развито почитание святых мест, которыми зачастую являются могилы видных суфийских шейхов. В верованиях чеченцев до сих пор сохраняются следы доисламских представлений, которые переплетены с исламскими. В последние годы в Чечне распространяются идеи ваххабизма. (См. также Народов Северное» Кавказа верования.)

А. А. Ярлыкапов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 559-560.

Этнос: