Зулу, зулусы, амазулу (самоназвание), народ группы банту в ЮАР. Живут также в Лесото (210 тыс. человек), Мозамбике (10 тыс. человек), Свазиленде (10 тыс. человек). Общая численность 8,22 млн. человек, в том числе 7,9 млн. в ЮАР. Говорят на языке зулу бенуэ-конголезской группы нигеро-кордофанской семьи. Придерживаются в основном традиционных верований, часть — приверженцы христианско-африканской Назаретской баптистской церкви.
Зулу сложились в первой половине XIX века из разных этнических групп в рамках союза племён, созданного Дингисвайо и Чакой. Используя развитую военную организацию, основанную на возрастных классах, тактику ночного боя и новый вид оружия (короткое копьё для рукопашного боя — ассегай), зулу подчинили племена Натала, влившиеся в общий союз племён. В 1879 территория зулу была захвачена англичанами. Зулу жили в резервации, а затем (после провозглашённой правительством ЮАР политики апартеида в 1947) находились в созданном для них бантустане Квазулу. В 1991, после отмены парламентом ЮАР сегрегации, бантустан Квазулу был ликвидирован.
Традиционные занятия — ручное земледелие подсечно-огневого типа с перелогом (сорго, просо, кукуруза, бобовые и огородные растения) и полукочевое скотоводство (крупный рогатый скот, козы, овцы). Владение скотом престижно, нередко признаётся мистическая связь хозяина и быка. Скотоводство — мужское занятие (мальчики пасут коз, подростки — овец, юноши — крупный рогатый скот), как и охота; земледелие — женское. Основные ремёсла — мужские (кожевенное и кузнечное дело, резьба по дереву и кости); женские — гончарство, плетение.
Зулу, наряду с коса, составляют ныне большинство рабочих горнодобывающей промышленности и чёрного населения городов. Активно участвуют в политической жизни ЮАР.
Традиционное жилище — каркасная полусферическая хижина, покрытая плетёнными из тростника циновками или шкурами. С переходом к оседлости стали строить квадратные в плане саманные дома с плоской крышей; старый тип жилища сохранялся как место проведения ритуалов инициаций.
Традиционное поселение — крааль. Поселения (от 10 до 1000 хижин) кровно-родственных или, чаще, соседских общин составляли вождества, которые в XIX веке были объединены в союз племён. Существовала клиентела и аренда скота на выпас. Брак неолокальный. Обязателен брачный выкуп скотом (лобола).
Традиционная одежда — кожаные набедренные повязки и фартуки, на предплечьях и икрах — хвосты диких животных, популярны украшения, в том числе бисерные. Заслуженные воины и военачальники (инкоси) носили особые причёски с головным кольцом из трав и воска. Традиционная одежда заменена европейской, сохраняется только в фольклорных ансамблях.
Традиционная пища — растительно-молочная, каши и похлёбки из сорго и кукурузы, приправленные овощами. Мясо — праздничная и ритуальная пища.
Сохранялись магия, колдовство, вера в духов предков и природы (токолош), в ритуальную силу вождя. Ежегодно проводился ритуал "инквала", наделяющий силой вождя и армию.
Сохранился богатый фольклор, сложилась современная литература, развивается народное музыкальное и танцевальное творчество, прикладное искусство (особенно плетение и работа с бисером).
Э. С. Львова, Л. А. Фадеев
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 174-175.