Виппер Роберт Юрьевич (14(26).VII.1859 - 30.XII. 1954) - советский историк. Академик (с 1943 года). Родился в Москве. Учился в Московском университете (1876-1880) у С. M. Соловьева, П. Г. Виноградова, А. А. Шахова, С. Ф. Фортунатова, В. И. Герье. В 1894 году защитил докторскую диссертацию «Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма» (большая премия им. С. М. Соловьева). Виппер - специалист по всеобщей истории; автор более 300 работ, в том числе ряда учебников. Исследовательская и литературная работа Виппера сочеталась с преподаванием. В 1880-1885 годы Виппер преподавал всеобщую историю в женской гимназии; в 1887-1894 годы - в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1894-1897 годы - профессор Новороссийского университета (Одесса), в 1897-1899 годы - приват-доцент МГУ; в 1899-1922 годы - профессор МГУ, в 1927-1938 годы - профессор Латвийского университета (Рига); с сентября 1941 года - профессор МИФЛИ и МГУ; в 1941-1943 годы - профессор САГУ (Ташкент); с 1943 года - старший научный сотрудник Института истории АН СССР.
Мировоззрение Виппера, пережившего значительную эволюцию во взглядах, эклектично. В начале 20 века Виппер уделял серьезное внимание изучению экономических и социальных отношений, приближаясь к принципам исторического материализма. В курсах «Лекции по истории Греции» (2 изд., 1906) и «Очерки истории Римской империи» (1908) Виппер не избежал влияния господствовавших в буржуазной исторической литературе того времени модернизаторских стремлений, но никогда не доходил до свойственных западным историкам крайностей. Октябрьскую социалистическую революцию Виппер не понял и не принял. Отражая настроения мелкобуржуазной интеллигенции, отрицательно отнесся к первым социалистическим преобразованиям и в 1924 году эмигрировал в буржуазную Латвию. В Латвийском университете, наряду с общими курсами, читал разработанный им на основе архивных материалов спецкурс по истории крепостного права в Лифляндии, в котором выступил с резкой критикой дворянско-помещичьей традиции в этом вопросе. В связи с этим подвергся преследованию и вынужден был уйти из университета (1938).
В 1941 году Виппер вернулся в Москву. В 1942 и 1944 году переиздавалась работа Виппера «Иван Грозный» (написанная еще в 1922 году), в которой на всемирно-историческом фоне дан анализ событий России в 16 веке, но значение которой снижается в известной мере идеализацией Ивана Грозного и отсутствием классового подхода в оценке явлений. В 40-50-х годах Виппер занимался в основном проблемами раннего христианства (его ранняя работа по этой теме, вышедшая в 1918 году, критиковалась Лениным (см. Соч., т. 33, с. 204-05)). Виппер стремился пересмотреть с позиций марксизма-ленинизма свои исторические воззрения. В новых работах Виппер пытался установить исторические причины складывания евангельской мифологии, в частности образа Христа, превращения бога Иисуса в богочеловека, имеющего земную биографию. Эти работы Виппера - ценный вклад в отечественную науку, серьезное оружие атеистической пропаганды.
Н. И. Голубцова. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО.