Виппер Р.Ю.

Виппер Роберт Юрьевич (14(26).VII.1859 - 30.XII. 1954) - советский историк. Академик (с 1943 года). Родился в Москве. Учился в Московском университете (1876-1880) у С. M. СоловьеваП. Г. Виноградова, А. А. Шахова, С. Ф. Фортунатова, В. И. Герье. В 1894 году защитил докторскую диссертацию «Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма» (большая премия им. С. М. Соловьева). Виппер - специалист по всеобщей истории; автор более 300 работ, в том числе ряда учебников. Исследовательская и литературная работа Виппера сочеталась с преподаванием. В 1880-1885 годы Виппер преподавал всеобщую историю в женской гимназии; в 1887-1894 годы - в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1894-1897 годы - профессор Новороссийского университета (Одесса), в 1897-1899 годы - приват-доцент МГУ; в 1899-1922 годы - профессор МГУ, в 1927-1938 годы - профессор Латвийского университета (Рига); с сентября 1941 года - профессор МИФЛИ и МГУ; в 1941-1943 годы - профессор САГУ (Ташкент); с 1943 года - старший научный сотрудник Института истории АН СССР.

Мировоззрение Виппера, пережившего значительную эволюцию во взглядах, эклектично. В начале 20 века Виппер уделял серьезное внимание изучению экономических и социальных отношений, приближаясь к принципам исторического материализма. В курсах «Лекции по истории Греции» (2 изд., 1906) и «Очерки истории Римской империи» (1908) Виппер не избежал влияния господствовавших в буржуазной исторической литературе того времени модернизаторских стремлений, но никогда не доходил до свойственных западным историкам крайностей. Октябрьскую социалистическую революцию Виппер не понял и не принял. Отражая настроения мелкобуржуазной интеллигенции, отрицательно отнесся к первым социалистическим преобразованиям и в 1924 году эмигрировал в буржуазную Латвию. В Латвийском университете, наряду с общими курсами, читал разработанный им на основе архивных материалов спецкурс по истории крепостного права в Лифляндии, в котором выступил с резкой критикой дворянско-помещичьей традиции в этом вопросе. В связи с этим подвергся преследованию и вынужден был уйти из университета (1938).

В 1941 году Виппер вернулся в Москву. В 1942 и 1944 году переиздавалась работа Виппера «Иван Грозный» (написанная еще в 1922 году), в которой на всемирно-историческом фоне дан анализ событий России в 16 веке, но значение которой снижается в известной мере идеализацией Ивана Грозного и отсутствием классового подхода в оценке явлений. В 40-50-х годах Виппер занимался в основном проблемами раннего христианства (его ранняя работа по этой теме, вышедшая в 1918 году, критиковалась Лениным (см. Соч., т. 33, с. 204-05)). Виппер стремился пересмотреть с позиций марксизма-ленинизма свои исторические воззрения. В новых работах Виппер пытался установить исторические причины складывания евангельской мифологии, в частности образа Христа, превращения бога Иисуса в богочеловека, имеющего земную биографию. Эти работы Виппера - ценный вклад в отечественную науку, серьезное оружие атеистической пропаганды.

Н. И. Голубцова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО.

 

Виппер Р.Ю. Финикияне с 1000 года до Р. X.

Жители долин Нила и Евфрата создали исстари сами свою культуру; ассирияне, евреи и халдеи взяли у вавилонян и более старинных сумеров очень многое уже готовым. Еще один народ в Передней Азии, родственный евреям, воспользовался знаниями и искусством вавилонян и египтян.

Сирия кончается у Средиземного моря узкой береговой полосой, которая отделена от остальной земли крутым хребтом Ливана. Сюда спасались многочисленные беглецы от нападений кочевников, выходивших время от времени из глубины аравийской степи. На берегу поднялись города Сидон, Тир и др. Жители их не имели вовсе земли для обработки: они стали промышлять рыбной ловлей на море и перевозом товаров между Египтом и странами Передней Азии. Но большинство уходивших на этот берег не останавливалось здесь: собираясь сильными отрядами, они пускались в море, с тем чтобы найти себе новую родину...

Германцы и римляне

Германцы. Когда римляне перешагнули Альпы и завладели Галлией и Иллирией (нынешние: Далмация, Босния, Сербия и юго-западная часть Австрии), они встретились с многочисленными племенами; между ними главные были германцы. В первый раз увидали римляне германцев на своей земле во времена Мария. Потом Цезарь бился с германцами, приходившими из-за Рейна грабить Галлию.

Германцы были в то время дикарями вроде нынешних средне-африканских. Они едва умели взрыхлять землю и питались больше дичью, рыбой, яйцами диких птиц, молоком своих стад; мясо они нередко ели в сыром виде, потому что в лесу трудно было развести огонь. Из-за соляных источников у них обыкновенно шла ожесточенная борьба. Соль добывали самым грубым способом: над огнем косо ставили древесные стволы и на них сливали соляную воду: оседавшую на дереве соль соскабливали с углем и золой и примешивали в еду...

Виппер Р.Ю. Франки. 500–700 гг.

Гораздо более еще, чем в Италии, огрубело население в Галлии. Здесь водворились самые свирепые и воинственные германцы, франки. В северо-восточном углу Галлии они сели в особенно большом числе, местами сплошь. Страна стала называться по их имени Францией, и это название распространилось потом на всю землю до океана, Средиземного моря и Пиренейских гор.

Франки поражали своим способом боя. Они бросали во врага длинный двухсторонний топор, предварительно быстро завертевши его; в небольшое ушко на боку была вделана веревка, за которую можно было оттянуть топор назад, если он не достигал цели. Затем они бросали дротики, у которых на наконечнике или рукоятке были крючки; дротик зацеплялся за щит или доспех врага и, тащась по земле, тяжестью своей давил его; франк делал скачок за своим оружием, становился на его край ногой и пригибал противника. Римляне описывают огромный рост, сильные мускулы и своеобразную одежду этих воинов: вместо шапок у них медвежьи и буйволовы головы; ноги обтянуты конской кожей...

Подписка на RSS - Виппер Р.Ю.