Случайному наблюдателю, забредшему в индейскую деревню в высокогорьях Перу, Боливии или Чили, может показаться, что до отдаленных уголков Анд еще не дошли отзвуки современных социальных катаклизмов; что история еще не оставила своих следов ни на природе них мест, ни на образе жизни обитателей здешних глинобитных и каменных жилищ. Крошечные деревеньки индейцев кечуа и аймара разбросаны на горных склонах, на высоте 4000 м и даже выше, в зонах пуны 1, где постоянные морозы и лютые ветры не мешают им пасти свои стада.
Впечатление отсталости этих народов усиливается еще больше, когда наш воображаемый наблюдатель пытается отделить чисто традиционное в жизни индейцев от заимствованного извне. В социально-политическом смысле нынешние андские страны - это сложная мозаика древних традиций и новшеств, принятых под прямым или косвенным давлением современного Запада, как бы этот термин ни понимался...