Удмуртов традиционные верования. Удмурты (официальное название в царской России — вотяки)— коренной народ Волго-Камского региона; принадлежит к пермской ветви финно-угорских народов. Общая численность удмуртов — 746 793 чел., из них около 67% (496 522 чел.) проживает на территории Удмуртской Республики. Доля удмуртов в республике достигает 31%, русских — 58,9, татар — 6,9, украинцев — 0,9%. Определенное количество удмуртов компактно расселено в Татарстане, Башкортостане, Кировской области и в Республике Марий Эл.
УДМУРТЫ (самоназв. - удмурт) - нация. В русских письменных памятниках 14-16 века упоминаются под названием "ары", "аряне", "отяки". В царской России их называли вотяками (последнее название употреблялось и некоторое время после Октябрьской революции). Основная масса удмуртов (около 69%) живет в Удмуртской АССР (484 тысяч человек, перепись 1970 года). Небольшие группы удмуртов расселены также в Марийской, Татарской, Башкирской АССР и в Кировской и Пермской областях. Общая численность в СССР - 704 тысяч человек (1970).
Бесермяне (самоназвание – бесерман) – малочисленный народ, живущий на северо-западе Удмуртии в бассейне реки Чепцы (приток реки Вятки). Носители наречия удмуртского языка с элементами тюркских языков. Бесермяне – дмуртизированные тюрки либо тюркизированные удмурты. В летописных источниках XIII-XV веков упоминаются на Волге и в нижнем течении Камы. Часто отождествлялись с чувашами. Изначально – часть южноудмуртского населения Волжской Булгарии (см.
Понятие письменности достаточно часто употребляется в работах, посвящённых различным вопросам удмуртоведения, при этом рассмотрением проблем формирования и развития удмуртской письменности (другими словами – её истории) обыкновенно занимаются лингвисты или литературоведы (В.И.Алатырев, В.М.Вахрушев, П.Домокош и др.), а в последнее время ещё и культурологи (А.Г.Красильников), что не могло не привести, с одной стороны, как к фрагментарностив исследовании такого явления, как письменность, а с другой – к досадной неопределённости в области категориальности.
В 1786 году, задолго до возникновения удмуртской письменности как таковой, автор одной из первых грамматик удмуртского языка о. Михаил Могилин отметил, оценивая перспективы развития удмуртской письменной культуры, что удмурты, не имеющие ныне своей письменности, должны будут усвоить русское письмо так же, как уже приняли веру русских и их закон [1], – и оказался совершенно прав: на всех этапах своего существования удмуртская письменностьбазировалась именно на кириллографической основе. Существуют, однако, исторические сюжеты, связанные и с разработкой альтернативной – латинской – удмуртской графики, которые, на мой взгляд, представляют значительный интерес в плане общего рассмотрения истории удмуртской письменности, хотя по традиции эти сюжеты и воспринимаются исключительно как языковедческие.
Большая часть удмуртов проживает в Республике Удмуртия, где по переписи СССР 1989 г. их насчитывалось 497 тыс.чел (30,9% населения). Удмурты живут также в Татарии (25 тыс.чел.), Башкирии (24 тыс.чел.), Марийской Республике (2,5 тыс.чел.), а также Пермской (33 тыс.чел.), Кировской (28 тыс.чел.), Свердловской (24 тыс.чел.) и других областях РФ.
Бесермяне, бесерман (самоназвание), народ в России на северо-западе Удмуртии, а также в сопредельных районах Кировской области. Численность по переписи 1926 составляла 10034 человек (в последующих переписях бесермяне не выделялись и включались в состав удмуртов). Живут среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть.Чисто бесермянских деревень — 10. Язык бесермян — наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике прослеживается ряд специфических черт, характерных для тюркских языков. Распространены русский, татарский языки.