Если бы мы захотели навестить юкагиров в разные периоды их истории, то сумели бы побывать и в простом ивовом шалаше, и в землянке, и в чуме, и в срубном доме...
Н. И. Спиридонов сообщает, что в древности юкагиры летом жили в «обыкновенных, глухих» шалашах «с подвешенным куском дерна или шкуры дикого оленя вместо двери над входным отверстием». Судя по атому описанию, он имел в виду шалаш конической формы, как чум, но с закругленным верхом из-за отсутствия дымового отверстия («глухой»). Вероятно, именно о таком жилище говорится в одной из юкагирских легенд. Убив на поединке «ледяного старика», герой предания водружает над его телом ивовый шалаш, покрытый травой...
КОРЯКИ - народ, составляющий основное население Корякского национального округа Камчатской области, живут также в Чукотском национальном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области. Самоназвание береговых коряк - нымылын, коряки-оленеводов - чавчыв. Численность коряков 6,3 тысяч человек (1959). Корякский язык относится к группе палеоазиатских языков, распадается на 9 диалектов. Первые упоминания о коряках встречаются в русских документах 1630-1640 годы.
Эвены живут в центральных и северо-восточных районах Республики Саха (Якутия), в Магаданской, Камчатской области, на Чукотке, в Хабаровском крае. Численность в России 17,2 тысяч человек (1989). Их верования основаны на анимизме, включают культы промысловые, природы, животных, огня, шаманизм. Религиозные воззрения эвенов схожи с эвенкийскими, имеют заимствования от коряков, юкагиров, чукчей, якутов. У русских восприняли многие элементы христианства. Вселенную считают многослойной. Был развит культ Солнца. Эвены верят в духов-хозяев природы, земли, тайги, реки и т. д., облик и функции которых часто смешиваются. Главный из них — Тангара, Хэвки ("всевышний", "бог"). В связи с культом гор эвены оставляют дары на перевалах (дэлбу-ргэ), верят в существование горного духа — хэйек...
Чукчи — народ в Российской Федерации, насчитывающий 15,1 тыс. чел. (1989). Живут в Чукотском автономном округе, в Республике Саха (Якутия), Корякском автономном округе. Подразделяются на береговых (оседлых охотников на морского зверя) и оленных (кочевых оленеводов). В религиозных воззрениях чукчей много общего с другими палеазиатскими народами Сибири (см. Народов Сибири верования). В основе религии — вера в духов, одухотворение всех явлений и предметов окружающей действительности. Вселенная представлялась состоящей из трех (пяти, семи) миров. Главное божество — Творец, или Верховное Существо, обитающее в Верхнем мире. С Верховным Существом отождествлялись Зенит, Полдень, Рассвет, Полярная звезда и др. У крещеных чукчей с образом Творца связывались также представления о христианском боге. Иногда в роли Творца выступает мифический герой — Ворон Куркыль: он создает местность, диких и домашних животных, учит людей жить. Солнце — человек в блестящих одеждах, ездящий по небу на оленях или собаках; Луна — солнце злых духов; Северное сияние — души умерших предков, играющие на небе в мяч; Млечный путь — песчаная река; Полярная звезда — небесная привязь, вокруг к-рой ходят все звезды. В Верхний мир можно попасть через отверстие в Полярной звезде, а также по радуге или солнечному лучу...
ЧУКЧИ - народ, коренное население Чукотского национального округа Магаданской области РСФСР. Живут также на Севере Корякского национального округа и в Нижнеколымском районе Якутской АССР. Самоназвание оленных чукчей - чавчу (оленный); береговых - ан'калын (помор). Общее самоназвание луораветлан (настоящий человек) как наименование всего народа не привилось. Численность 13,6 тыс. чел. (1970, перепись). Чукотский язык относится к северо-восточной группе палеоазиатских языков.
Коряки живут в Корякском автономном округе, в Камчатской области, Чукотском автономном округе, Северо-Эвенском районе Магаданской области. Численность — 9,2 тыс. чел. По типу традиционных хозяйственных занятий и культуры подразделяются на береговых (оседлые рыболовы и морские охотники) и тундровых (кочевники-оленеводы). Традиционная религия основана на анимистических воззрениях, согласно которым вселенная, представляющая пять взаимосвязанных миров, населена бесчисленным количеством добрых и злых духов, влияющих на жизнь людей и требующих особого этикета общения с ними.
ЭВЕНЫ (в литературе известны также как ламуты) - один из малых народов Северной Сибири. Живут в некоторых районах Магаданской и Камчатской областей и в северных районах Якутской АССР к востоку от нижней Лены. Численность 12 тыс. чел. (1970, перепись). Эвенский (ламутский) язык относится к тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков. По происхождению и культуре близки эвенкам. В прошлом основным занятиями большинства эвэенов были оленеводство и охота, а у живших на побережье Охотского моря. Эвены, так называли пеших тунгусов, - рыболовство и морской зверобойный промысел.
ЮКАГИРЫ (самоназвание - одул, деткиль) - одна из самых малочисленных народностей Восточной Сибири. Численность - 0,6 тыс. чел. (1970, перепись). Юкагирский язык относится к условно выделяемой палеоазиатской группе языков. Сохранившие свой язык тундровые юкагиры живут в Нижнеколымском районе Якутской АССР, таежные - в Верхнеколымском районе Якутской АССР и Среднеканском районе Магаданской области. В 17 веке, ко времени прихода русских, юкагиры занимали огромную территорию от реки Лены на западе до устья реки Анадырь на востоке.
Ительмены живут на полуостове Камчатка и в Магаданской областях. Общая численность в России — 2429 чел. (1989), из них большинство проживает в Тигильском районе Корякского автономного округа. У предков ительменов (камчадалов) существовал богатейший сказочный, танцевальный и песенный фольклор. Его культурным героем являлся антропоморфизированный ворон Кутха. Он был одновременно создателем всего сущего, добывшим землю из водного хаоса и устроившим ее, и героем-перевертышем, несшим в себе добро и зло, мудрость и глупость.
Эвены, эвен (самоназвание), устаревшее русское — ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу — "море"), народ в Российской Федерации. Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. человек), Магаданской области (3,77 тыс. человек), Чукотском (1,34 тыс. человек) и Корякском АО (713 человек), Камчатской области (1,49 тыс. человек) и Охотском районе Хабаровского края (1,92 тыс. человек). Общая численность 17,2 тыс. человек. Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия — восточное, среднее и западное. 52,5% эвенов свободно владеют русским языком, 27,4% считают его родным. Верующие — православные. Расселение тунгусских племён (предков эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров, в последствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в XVII веке эвены испытали их сильное влияние. С 20-х гг. XX века большинство эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры эвенов...