Дилигенский Г.Г. Вандалы

Версия для печатиВерсия для печати

ВАНДАЛЫ - группа племен восточных германцев (осн. - силинги и асдинги). Первоначально обитали на Скандинавском полуострове. На рубеже 2 и 1 веков до н. э. переселились на южное побережье Балтийского м. В 1-3 веках н. э. занимали район среднего и верхнего Одера и далее на Юг вплоть до Дуная. Вступали во временные союзы с другими германскими племенами, во 2 веке участвовали в Маркоманской войне с Римом. В 270 году вместе с сарматами вторглись на территорию римской Паннонии. Потерпев поражение, заключили мирный договор с империей, по которому обязывались поставлять конницу для римских вспомогательных войск. В 335 году были поселены императором Константином в Паннонии в качестве федератов. К этому времени у вандалов уже далеко зашел процесс разложения родоплеменных отношений, выделилась зажиточная родовая знать. Однако государственная организация только начинала формироваться: функции короля не выходили за рамки военного предводительства. В 4 веке вандалы объединились с аланами. В начале 5 века вандалы и аланы под напором наступавших с Востока готов двинулись на Запад, прошли через Галлию и в 409 году расселились в Испании. К 425 году вестготы оттеснили их на Юг Пиренейского полуострова. Захваченных в Галлии и в Испании военнопленных вандалы превращали в рабов. Значительно ускорился процесс образования у вандалов классов и государства. Укрепилась королевская власть, особенно при короле Гейзерихе (428-477); он признал арианство официальной религией. В 429 году вандалы переправились через Гибралтар и, воспользовавшись ослаблением власти Римской империи в этом районе, захватили значительную часть римской Африки (ее центр - Карфаген был захвачен в 439 году). Вандальское завоевание было значительно облегчено острой социальной борьбой, развернувшейся в африканских провинциях (см. Агонистики). Рабы, колоны, низы городского населения, выступавшие против власти Римской империи, поддерживали вандалов. В 442 году между вандалами и Римской империей был заключен мирный договор, по которому к вандалам отходили: Проконсульская провинция, Бизацена и восточная Нумидия (территория современного Туниса и Вост. Алжира). В 455 году Гейзерих захватил остальную часть Нумидии, Мавретанию и Триполитанию. Королевство вандалов в Северной Африке к середине 5 века превратилось в сильнейшее государство Средиземноморья. Вандалы захватили Сицилию, в 455 году разграбили Рим (отсюда выражение "вандализм"), в 468 году разгромили большой флот, направленный против них Восточной Римской империей. В 476 году римский император Зенон официально признал за Гейзерихом права на Африку, Сицилию, Корсику, Сардинию и Балеарские острова. Вандальское завоевание привело к значительным изменениям в аграрном строе Северной Африки: территория Проконсульской провинции была разделена между вандалами, в результате чего усилилась роль мелкого свободного землевладения. Для периода господства вандалов характерен полный упадок большинства африканских городов и подрыв позиций муниципальных землевладельцев. Вандальская знать получила крупные имения, конфискованные у римских магнатов, вместе с тем многие крупные римские земельные собственники сохранили свои владения. На землях вандальской и римской знати использовался труд рабов и колонов, мелкими рабовладельцами стали и рядовые члены племени. Тем не менее положение зависимого сельского населения при вандалах несколько улучшилось: уменьшился налоговый гнет, в провинциях, где не было поселения вандалов, колоны получили возможность отчуждать свои участки и уходить из имений. Основным социально- экономическим результатом вандальского завоевания было вытеснение античной городской формы собственности крупным частным землевладением и свободно отчуждаемым крестьянским наделом, что способствовало развитию феодальных отношений. Центральный государственный аппарат у вандалов был организован по образцу римского. Отношения между вандалами и римской знатью первоначально были обострены вследствие земельных конфискаций и религиозных распрей. Король Хунирик (477-484) запретил ортодоксальное вероисповедание. Однако по мере развития земельной аристократии вандалов происходит ее сближение с римской знатью. При королях Гунтамунде (484-496) и Тразамунде (496-523) проводится политика религиозной веротерпимости, многим римским аристократам были возвращены ранее конфискованные владения. Одновременно росли противоречия между обогатившейся знатью и рядовыми воинами, что привело в конце 5 - начале 6 веков к значительному ослаблению вандальского королевства. Берберские племена захватили у вандалов Мавретанию, Нумидию, часть Бизацоны и Триполитании. Король Хильдерик (523-530) вел политику подчинения вандальского королевства Византии, что вызвало сопротивление войска, которое свергло Хильдерика и провозгласило королем Гелимера (530-534). В 533-534 годы королевство вандалов было разгромлено византийским военачальником Велизарием. В 30-40-е годы 6 века вандалы принимали участие в восстаниях против византийских завоевателей (восстание Стотзы). Часть вандалов была продана в рабство, остальные растворились в местном населении.

Подробный очерк завоевания вандалов Северной Африки содержится в трудах французского ученого Ф. Мартруа ("Гензерих. Вандальское завоевание в Африке и разрушение западной империи") и у немецкого ученого Л. Шмидта ("История вандалов" (включен и доафриканский период с использованием археол. материала)). Для буржуазной историографии характерно отрицание изменений, внесенных вандальским завоеванием в социально-экономические отношения Северной Африки. Интерпретация открытого в 1929 году важного документа по аграрной истории - актов продажи земли конца 5 века (так называемых "Табличек Альбертини") сводится (вопреки фактам) к утверждению тезиса о неизменности аграрного строя вандальского королевства в Африке (см. Ch. Saumagne, Le droit (Tablettes Albertini, R., 1952)); его завоевание Византией объясняется обычно "неспособностью" последующих вандальских королей, а не фактами социального порядка. В последующие десятилетия в связи с подъемом национально-освободительной борьбы в Северной Африке на специальные исторические работы буржуазных авторов все большее влияние оказывает идеология колонизаторских кругов. Например, французский историк Ш. Куртуа расценивает завоевание берберскими племенами ряда районов Северной Африки в 5-6 века как победу "дикости" над "цивилизацией"; "драма Африки" заключалась, по его мнению, в том, что романский и германский миры (т. е. римляне и вандалы) не смогли объединиться для защиты цивилизации. Эта концепция связана с теорией исконной принадлежности Северной Африки к "западному миру", которая используется для оправдания франц. колониального господства.

В советской историографии (З. В. Удальцова, Г. Г. Дилигенский) главное внимание уделяется социально-экономической истории, изменениям в положении народных масс, росту социальных противоречий среди вандалов.

Г. Г. Дилигенский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Источники:

Dexippi Atheniensis fragmenta 24 в кн.: Fragmenta Historicorum graecorum, v. 3, R., 1849; Prosperi Tironis chronica (M. G. Н., Auct. antiquiss, t. IX, B., 1892); Прокопия Кесарийского история войн римлян с вандилами, в кн.: Прокопий Кесарийского история войн римлян с персами, вандилами и готфами, пер. с греч. С. Дестуниса, СПБ, 1891; Albertini E., Actes de vente du V' siècle, trouvés dans la région de Ténessá, Algerie, "Journal des Savants", 1930, t. 28, No 1.

Литература:

Удальцова З. В., Политика византийского правительства в Сев. Африке при Юстиниане, "Визант. временник", 1953, т. 6; Дилигенский Г. Г., Сев. Африка вIV-V вв., М., 1961; Schmidt L., Geschichte der Wandalen, 2 Aufl., Münch., 1942; Courtois Ch., Les vandales et l'Afrique, R., (1955); Martroye F., Genséric. La conquête vandale en Afrique..., R., 1907.

Страны: 
Этнос: