КИТАЙЦЫ (самоназвание - хань, хань-жэнь) - нация, составляющая основная часть населения КНР. Общая численность 652 236 тыс. чел. (1959), из них в КНР - 636 500 тыс. чел. (95% всего населения страны). За пределами КНР наиболее крупные группы китайцев имеются в Таиланде (4500 тыс. чел.), Малайе (2500 тыс. чел.), Индонезии (2200 тыс. чел.), Сингапуре (1190 тыс. чел.), Вьетнаме (900 тыс. чел.), Бирме, Филиппинах (по 300 тыс. чел.), Камбодже (250 тыс. чел.), США (св. 260 тыс. чел.).
Китайский язык относится к китайско-тибетской семье языков. Письменность иероглифическая, восходящая к образному письму середины 2-го тысячелетия до н.э. Китайский язык включает несколько диалектов, сильно различающихся между собой; на северном диалекте, распространенном в северных, центральных и юго-западных провинциях КНР, говорит около половины всех китайцев. Пекинский говор этого диалекта положен в основу современного нормативного разговорного и литературного языка. На диалекте кэцзя, или хакка (сохраняющем многие архаические черты древнего китайского языка), в некоторых районах Гуанси, Гуандуна, Хунани говорят потомки китайских переселенцев с Севера (4-6 века н.э.). Остальные диалекты - шанхайский (у), северный и южно-фуцзяньские (минь), гуандунский (юэ) и другие - распространены на Юго-Востоке Китая, включая острова Тайвань и Хайнань. В их формировании играли большую роль языки аборигенного некитайского населения. Различия между диалектами китайского языка, обусловленные многовековой феодальной разобщенностью различных районов страны, отсутствием экономических связей между ними, вторжением иностранного капитала с середины 19 века, тормозившего формирование общекитайского языка, и по сей день затрудняют взаимное понимание населения различных районов страны, тормозят переход на латинизированную письменность, проект которой был принят в 1958 году.
В расовом отношении китайцы неоднородны. Основная масса китайцев принадлежит к тихоокеанской ветви монголоидной большой расы. Среди северных китайцев преобладают различные типы восточно-азиатской группы, а среди южных китайцев - варианты южно-азиатской группы. На крайнем Юге Китая (Гуанси, Гуандун, Фуцзянь) среди китайцев заметна примесь негроавстралоидных (экваториальных) элементов. Для китайцев очень характерен глубокий религиозный синкретизм. В их верованиях до последнего времени главную роль играл культ предков. Сохранялись также пережитки анимизма и тотемизма. В разные периоды истории Китая среди китайцев получили распространение разные религиозные системы. В результате переплетения народных верований и учения полулегендарного философа Лао-цзы (6 век до н.э.) развилась даосская религия. Широко распространено в Китае конфуцианство, первоначально являвшееся скорее этико-моральным философским учением, однако основатель этого учения Конфуций (6-5 века до н.э.) и его ученики были впоследствии обожествлены, им поклонялись. В первых веках н. э. в Китай из Индии проник буддизм, получивший широкое распространение среди китайцев начиная с 7-8 веков. Примерно в то же время в Китае появились первые последователи ислама. В 19-20 веках среди китайцев некоторое распространение получило также христианство (главным образом католичество). Однако большинство китайцев остается индифферентными к религии.
Этническая история китайцев представляет сложный многовековый процесс, в котором принимали участие различные народы, говорившие на китайско-тибетских, малайско-полинезийских, мон-кхмерских и алтайских языках. К числу предков китайцев принадлежали земледельческие племена бассейна Хуанхэ и Янцзы, создавшие разнообразные неолитические культуры. В 3-м тысячелетии до н.э. по верхнему и среднему течению Хуанхэ жили племена, оставившие памятники культуры Яншао. Они возделывали местные сорта проса (чумизу), имели домашних животных (собак и свиней). Их потомками были носители культуры "хэнаньского Луншаня", с которыми преемственно связаны, вероятно, племена ся, а затем шан, создавшие во 2-м тысячелетии до н.э. на территории современных провинций Хэнань, Шэньси, Шаньси раннегосударственное образование Инь, сохранявшее значительные черты первобытнообщинного строя. Иньцам была известна развитая металлургия бронзы. Говорили они на языке, который стал основой развития древнекитайского языка. Западными соседями иньцев были родственные им племена чжоу, завоевавшие в 11 веке до н.э. иньское государство и основавшие новую династию. В 11-3 веках до н.э. на территории современного Китая, вокруг слившихся друг с другом потомков ся, шан и чжоу, жили различные народы, известные в китайских источниках под собирательными названиями мань - на Юге (предки мяо-яо, таи, отчасти также индонезийцев и мон-кхмеров), жун - на Западе (предки тибето-бирманцев), ди - на Севере (главным образом предки тюркских и монгольских народов), и - на Востоке (вероятно, предки северного крыла индонезийцев, а также корейцев и маньчжуров). С середины 1-го тысячелетия до н.э. китайские источники упоминают также многочисленные племена юэ, расселенные к Югу от Янцзы, от берегов Тихого океана до предгорий Гималаев. Большинство этих племен являлись предками различных тайских (чжуан-дунских) народов, но среди них были также предки индонезийцев (минь-юэ), вьетнамцев (ло-юэ или лак-вьет) и, вероятно, мон-кхмеров (дянь-юэ). Уже в рассматриваемый период предки китайцев не были изолированы от других народов и воспринимали у них многие элементы материальной и духовной культуры.
Ко времени династии Хань (3 века до н.э. - 3 век н. э) относится образование древнекитайской народности. Название династии, восходящее к названию реки Хань (приток Янцзы), стало в дальнейшем самоназванием китайцев. Расширение территории ханьского государства сопровождалось значительным переселением китайцев и, как правило, насильственной ассимиляцией других народов Восточной Азии. Переселенцы направлялись главным образом на Юг, где они постепенно сливались с местным аборигенным населением. Продвижение китайцев на Север было гораздо более ограниченным, так как здесь этому препятствовали крупные объединения кочевников - тюркоязычных гуннов, монголо-язычных сяньби и др. С началом феодальной раздробленности, после падения династии Хань, натиск этих кочевых племен усилился, многие из них создали свои государства и в дальнейшем частично вошли в состав северных групп китайцев, передав им некоторые культурные особенности (например, навыки использования лошади в качестве верхового и упряжного животного или такие элементы костюма, как закрытый халат и штаны). Новое объединение Китая под властью династии Тан (6-9 века) способствовало этнической консолидации китайцев и расширению их этнической территории. Однако и в этот период область расселения китайцев охватывала далеко не всю территорию современного Китая. На Севере сменяли друг друга различные независимые кочевые объединения тюркских и монгольских народов, а на Юго-Западе (Юньнань, Сычуань) существовали государства Нань-чжао, позднее - Дали, населенные главным образом предками и, тай, мон-кхмеров. В 10-13 веках (период династии Сун) Китай оказался разделенным на две части - северную и южную. На Севере господствовали сначала монголоязычные кидане, от названия которых происходит русское слово "Китай", а затем чжурчжени, говорившие на языке тунгусо-маньчжурской группы. На Юге страны, где продолжала править китайская династия, усилился приток китайцев с Севера. В середине 13 века государства, существовавшие на территории современного Китая, были завоеваны монголами. Монгольское владычество нанесло огромный ущерб хозяйственному и культурному прогрессу китайцам и другим народам Китая. После изгнания монголов (1368), в период династии Мин, продолжалось интенсивное переселение китайцев из бассейна Хуанхэ и Янцзы на Юг и особенно на Юго-Запад, на территорию современных провинций Гуйчжоу и Юньнань. В период Мин начали создаваться условия для национальной консолидации китайцев, которая была, однако, резко заторможена захватом страны в середине 17 века маньчжурами. В период маньчжурской династии Цин (1644-1911) сложились в основном современные политические границы Китая. Завоевательные войны Цинов были очень кровопролитными и часто сопровождались истреблением больших групп коренного населения. В конце 18 века, после завоевания Джунгарского ханства, начинается переселение китайцев во вновь образованную провинцию Синьцзян (буквально - "Новая граница"), где, однако, китайцы до последнего времени оставались в меньшинстве, как и в соседнем Тибете. С конца 19 века, в период развития капитализма в Китае, китайцы постепенно заселяют Маньчжурию (особенно интенсивно этот процесс пошел после строительства КВЖД).
На базе развития капитализма и формирования новых общественных классов - буржуазии и пролетариата - во 2-й половине 19 - начале 20 веков складывается китайская нация. В это время развиваются взаимные связи между различными группами китайцев, увеличивается, особенно на Востоке страны, количество городского населения и вместе с тем продолжается ассимиляция китайцами многих других народов (маньчжуров на Севере, туцзя, шэ, отчасти чжуан, бай на Юге и т.д.).
В настоящее время большинство китайцев КНР (свыше 80%) занято в сельском хозяйстве. Основной зерновой культурой у южных китайцев является поливной рис, северные китайцы выращивают пшеницу, просо, гаолян, чумизу; кроме того, в южных районах китайцы культивируют чай, тутовое дерево, бананы, цитрусовые, ананасы, личжи и другие, в более северных районах - персики, яблоки, абрикосы, хурму и т.д. Почти повсеместно распространены кукуруза, батат, бобовые, овощи. Животноводство дает китайским крестьянам живую тягловую силу (бык - на Севере, буйвол - на Юге) и продукты питания, в основном мясо (разводят китайцы также свиней, уток, кур и т.д.).
Развиты различные виды как хозяйственно-бытовых ремесел (ткачество, гончарство, плотничество, плетение и т.д.), так и художественных (перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, лепка, расписной и резной лаки, парча, вышивки и т.д.); славится китайский фарфор. За годы народной власти при помощи СССР и других социалистических стран в Китае созданы новые отрасли промышленности (автомобильная, тракторная, авиационная и т.д.), построены новые крупные промышленные предприятия, реконструированы старые. На протяжении многовековой истории китайцы создали богатую материальную и духовную культуру.
H. H. Чебоксаров. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.
Литература:
Линь Яо-хуа, Чебоксаров Н. H., Хозяйственно-культурные типы Китая, в кн.: Восточно-азиатский этнографический сб., в. 2, М., 1961; Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия, М., 1959; Чебоксаров Н. H. и У Жукан, О непрерывности развития физического типа, хозяйственной деятельности и культуры людей древнего каменного века на территории Китая, "СЭ", 1959, No 4; Алексеев В. М., В старом Китае, М., 1958; Лю Ши-ци, География сельского хозяйства Китая, пер. с кит., М., 1957; Руа К., Ключи к Китаю, пер. с франц., М., 1954; Георгиевский С. М., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Васильев В., Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм, СПБ, 1873; Creel H. G., Studies in early Chinese culture, Balt., 1948; Latourette K. S., The Chinese. Their history and culture, 3 ed., N. Y., 1957; Winfield G. F., China. The land and the people, N. Y., 1950.