Агилар-Морено М. Ацтеки

Версия для печатиВерсия для печати

Ацтеки, именовавшие себя мешика, получили своё название от полумифического места Астлан («Страна белых цапель» или «Страна белого цвета»), легендарный остров на неком озере в западной или северо-западной части Мексики. На протяжении столетий, в том числе среди ацтеков и между современными учёными, не утихают дискуссии о том, где он находился. Назывались озёра в штатах Мичоакан, Халиско, Гуанахуато и Наяриг. Археолог Игнасио Берналь описывает прародинуацтеков как «чередудовольно цветущих долин, окружённых большими участками расположенной по соседству пустыни» (1980 г.: место издания не указано). В начале XII века начинается переселение ацтеков, группы индейцев, говорящих на языке науатль, из Астлана в Центральную Мексику с остановкой по пути в Чикомостоке (ацт. Семь пещер). Здесь происходит объединение семи ацтекских племён. В какой-то момент к ним присоединяется вторая группа, мешики. В этом смысле понятие «ацтеки» включает в себя все этнические группы, переселившиеся из Астлана в Мексиканскую долину; миштеки же — это то племя, которое основало Теночтитлан. Однако термин «ацтеки» получил широкое распространение после выхода в свет в 1843 году работы историка Уильяма Прескотта История завоевания Мексики, где автор называет так все группы населения, говорящего в данном регионе на языке науатль. С тех пор учёные и простая публика неверно употребляют термины «мешики» и «ацтеки» как синонимы.

Уицилопочтли, бог войны, согласно легенде, дал мешикам их название. Хотя и неясного происхождения, это наименование, возможно, происходит от Мешитли, тайного имени Уицилопочтли. Также ацтеками называли членов Тройственной лиги, мешика и их союзников из Тескоко и Тлакопана. Объединившись, эти три группы превратились в доминирующую в Центральной Месоамерике политическую и военную силу, и их союз распался лишь после прихода испанцев. Поскольку в культурах по всему миру встречаются одинаковые рассказы о происхождении, их обычно не принимают за чистую монету, а видят их назначение в подтверждении права данного знатного рода на правление. Однако в случае с ацтеками, как утверждают, их рассказы о переселении носят исторический, а не мифологический характер. Археолог Майкл Смит приводит в пользу этого два довода. Во-первых, эти рассказы представлены в историческом контексте, а не как часть ацтекской мифологии. Во-вторых, язык науатль не центральномексиканского происхождения; его принесли сюда с севера за несколько столетий до контакта с испанцами. Это свидетельствует о том, что с севера действительно шло переселение.

Когда где-то в начале XIV века мешики прибыли в Мексиканскую долину, эту область занимали различные группы, и мешики, которым никто тут не был рад, передвигались с одного места на другое, пока им не разрешили обосноваться в Кулуакане, где они, оказавшись на положении крепостных, трудились на землевладельцев. Когда юная кулуаканская принцесса была в 1313 году сначала выдана замуж за вождя племени мешиков, а затем принесена в жертву в надежде на то, что она станет богиней войны, колуа прогнали мешиков. И последние отправились в странствия по Мексиканской долине и странствовали по ней, пока не добрались до островов на топком западном берегу озера Луны, где могли создать второй Астлан. Они разбились на две группы: одна группа поселилась в Теночтитлане, получившем своё название по имени вождя Теноча (в языке науатль данное наименование происходит от тетль, означающего «камень», ночтли, означающего «кактус», и суффикса тлан, указывающего на местность); другая — обосновалась в Тлателолько, севернее Теночтитлана. Мешиков стали впоследствии называть теночками, т.е. жителями Теночтитлана. После того как озеро осушили, острова перестали быть островами, но два разных правительства сохранились. В 1367 году мешиков стал нанимать на военную службу Тесосомок, правитель тепанеков Аскапотсалько, тоже расположенного на озере. Под их объединёнными усилиями пали города в Мексиканской долине. В 1375 году, когда к власти приходит Амакапичтли, первый правитель-мешик, начинается эра доминирования мешиков. Происхождение и переселение ацтеков будет подробнее рассмотрено во второй главе.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 42-43.

Страны: