ОСЕТИНЫ (самоназв. - ирон, на Западе Северной Осетии - дигорон) - нация, основное население Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской АО, живут осетины также в ряде районов Грузинской ССР, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, в том числе в Карачаево-Черкесии. Общая численность - 412,5 тысяч человек (1959). Осетинский язык относится к северо-восточной группе иранских языков; имеет 2 диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Этногенез осетин преемственно связан как с ираноязычными народами: скифами, сарматами, аланами, так и с древним аборигенным населением Северного Кавказа. В конце 4-5 веках часть алан, разгромленных гуннами, с Дона и Приазовья переселилась в предгорья Северного Кавказа, смешалась с местным населением и передала им свой язык. С этого времени начинается формирование осетинской народности (продолжалось до 18 века) и освоение аланами - осетинами южных склонов Главного Кавказского хребта. Они делились на 3 племени - иронцев (алан), дигорцев (аш-дигор), туальцев (двалов). В западно-европейских и восточных источниках предки осетин назывались аланами, в грузинских - осами (овсами), русском - ясами. Сохранились памятники алано-осской речи, древнейший из них - Зеленчукская надпись 10 века, написанная греческими буквами на осетинском языке. В 9-12 веках у предков осетин - алан сложилось раннефеодальное государственное образование. После нашествия монголо-татар (13 век) и других завоевателей этническая территория алан-осетин сильно сократилась, они были оттеснены с плодородных равнин в горные ущелья Центрального Кавказа. На северном склоне они образовали 4 крупных общества (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), а на южном склоне - множество мелких обществ, которые находились в зависимости от грузинских феодалов. После присоединения Северной Осетии к России (конец 18 века) часть осетин вновь переселилась в равнинные районы. В начале 19 века у северных осетин появились крупные феодалы, которых на Востоке называли алдарами, на Западе - бадилатами. В течение многих веков осетины тесно общались с грузинами и другими соседними народами Северного Кавказа, что нашло отражение в языке, культуре и быте осетин. Большинство осетин исповедовало христианство (проникло из Византии в 6-7 веках и широко распространялось в 10 веке), меньшинство - ислам (с 17-18 веков). Вместе с тем сохранялись и имели большое значение языческие верования и обряды. Основным занятием осетин на равнинах было земледелие, в горах - скотоводство. Советская власть, колхозный строй изменили характер хозяйства осетин. Ликвидировано вековое безземелье трудового крестьянства, сельское хозяйство стало высокомеханизированным, многоотраслевым. Большое число осетин работает в промышленности. Широкое развитие получили все формы национальной культуры. Выросли кадры национальной интеллигенции. Осетины сложились в социалистическую нацию. См. также Северо-Осетинская АССР.
Б. А. Калоев. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.
Литература:
Народы Кавказа, т. 1, М., 1960.