Северная Осетия [Россия]

Субъект Российской Федерации Республика Северная Осетия-Алания (Северо-Кавказский административный округ), столица г. Владикавказ. Подробнее описание территории читайте в подборке статей Северная Осетия проекта "Историческая география".

 

Осетины: традиционные верования

Сегодня мы много говорим о возрождении традиционной осетинской религии. Однако пока рассматриваются преимущественно теоретические аспекты бытования сакральных традиций, хотя в этом деле, несомненно, куда более важна практическая составляющая. И здесь возникает необходимость создания своеобразного религиозного центра, наподобие армянского Эчмиадзина. Подобный центр, к примеру, может быть образован под покровительством и в пределах Джеры дзуар - одного из главных святилищ осетинской традиционной религии в Южной Осетии. Именно эта святыня, посвященная Уастырджы, и олицетворяет на юге Осетии наши традиционные верования. Верования, которые осетинский народ пронес через века, несмотря на многовековое активное влияние в частности христианства...

Осетины: погребальная обрядность

Пожалуй, нигде на Кавказе нет такой сложности и такого разнообразия погребального ритуала, как у осетин. В то же время нигде так долго и так безуспешно не боролись за искоренение или хотя бы упрощение этого ритуала. С одной стороны погребально-поминальная обрядность своими традициями восходит еще к скифской эпохе. С другой - развитие общества требовало упрощения, как самой церемонии, так и ее материальной составляющей. Однако, именно эта сфера общественной жизни всегда оставалась наиболее консервативной и не восприимчивой к переменам. Ни сходы сельчан, ни введение христианского погребального обряда, ни советская система нивелирования патриархальных ценностей - ничто не смогло коренным образом изменить погребальную церемонию у осетин. Возможно, такая стойкость связана с тем, что из-за преобладания в погребально-поминальной обрядности древних черт вся обрядность воспринимается в народе не столько как религиозная, сколько как национальная...

Калоев Б.А. Осетины (СИЭ, 1967)

ОСЕТИНЫ (самоназв. - ирон, на Западе Северной Осетии - дигорон) - нация, основное население Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской АО, живут осетины также в ряде районов Грузинской ССР, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, в том числе в Карачаево-Черкесии. Общая численность - 412,5 тысяч человек (1959). Осетинский язык относится к северо-восточной группе иранских языков; имеет 2 диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский.

Дзарасова И.В. Осетины с т. з. демографии

Этническую основу осетинского народа составило слияние местных кавказских и пришлых иранских племён. В 8-7 веках до н. э. на Северный Кавказ проникают скифы, позднее, в 4-1 веках до н. э., - сарматы. Из этих полукочевых племён в 1 веке н. э. выделились непосредственные предки современных осетин - аланы, поселившиеся в Приазовье и Предкавказье. Нашествие гуннов (конец 4 века) вынудило часть аланских племён в потоке великого переселения народов уйти в Западную Европу, через Южную Галлию в Испанию и достичь Северной Африки. Основная часть аланов отошла в предгорья Кавказа.

Крупнов Е.И. Аланы (СИЭ, 1961)

АЛАНЫ (в русских источниках - ясы, в грузинских - овсы, осы) - многочисленные ираноязычные племена сарматского происхождения. Известны со 2 века до н. э. под названием роксалан. В первых веках н. э. обитали в Нижнем Поволжье, Южном Приуралье, Подонье, Северном Прикаспии, Предкавказье и в южных районах Северного Причерноморья (до Днепра); это - время их экспансии на Юг, на Северный Кавказ, что хорошо прослеживается по распространению погребального обряда аланов в катакомбах.

Ярлыкапов А.А. Верования осетин

Осетины  (402 тыс. чел. — 1989) в большинстве своем исповедуют православие; меньшая их часть — мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Христианство к предкам осетин — аланам проникает в 6—7 веках из Византии и Грузии, с нача 10 века существовала Аланская митрополия. Сильное исламское влияние аланы испытывали со стороны Золотой Орды, но массовая исламизация шла в Осетии в 17—18 века. В течение второй половины 18 века царским правительством успешно проводилась политика укрепления христианства среди осетин. Преимущественно исламским осталось население Дигории и Тагаурии. Несмотря на распространение монотеистических религий, верования осетин носили синкретический характер, сохраняя богатое наследие язычества. Многие языческие божества, покровители и духи слились здесь с персонажами христианской мифологии. Наиболее популярны Уастырджи (св. Георгий) — покровитель мужчин, воинов и путников, Уацилла (св. Илья) — громовержец и покровитель земледелия, Фалвара покровитель домашних животных, Тутыр — покровитель волков и т. д...

Перевалов С.М. Аланы (РИЭ, 2015)

Аланы – народ, известный по памятникам древности и средневековья с I по XV века н.э. Реконструкция их истории затруднена отсутствием собственной письменной традиции, фрагментарностью иноязычных (греческих, латинских, закавказских, древнерусских, восточных) источников, удаленностью мест расселения аланов от главных центров европейских и восточных цивилизаций. Древние аланы относились к северной (кочевнической) группе восточно-иранских племен, наряду со скифами, саками, массагетами, сарматами. Этноним «аланы» производный от иранского ariana («арийский»), представляет, по всей видимости, самоназвание, встречается, помимо латинских (Alani, Halani) и греческих (Alanoi), также в китайских (эпохи Хань), армянских, среднеперсидских, арабских и древнеславянских (русских, болгарских) источниках. Другое имя – асы (ясы древнерусских и венгерских источников), восходят к этнониму as- (с неясной этимологией), и через форму овсы/осы в грузинских текстах сохранилось название современных осетин(самоназвание ирон). Соотношение между названиями аланы и «асы» не до конца выявлено: поздник авторы (Плано Карпини в 1245 году, Рубрук в 1253/4 годах) используют их как синонимы, по другим сведениям («Армянская география» VIIвека, Кембридский документ и «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного середины IX века)...

Кузнецов В. А. Аланы (БСЭ, 1969)

АЛАНЫ (лат. Alani), самоназвание ироны, в византийских источниках - аланы, по-грузински осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке до н. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1 веке н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства алан этого времени - скотоводство. В 372 году аланы были разбиты гуннами.

Аланы [ во времена Византийской империи ]

Аланы — многочисленные ираноязычные племена скотоводов, которые выделились в последнем веке до P. X. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и, по сведениям римских и византийских писателей, поселились в I в. от P. X. в Приазовье и Предкавказье. Оттуда они совершали опустошительные набеги на Крым, Закавказье и Малую Азию. В 372 г. аланы были разбиты гуннами. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов и через Галлию и Испанию достигла Северной Африки. Другая часть отошла в предгорья Кавказа.

Бларамберг Иоганн. Описание Осетии.

Осетины, которые живут в центральной части Кавказа, принадлежат к индогерманским народам, которые живут на больших пространствах от острова Цейлон до Исландии. Эти горцы сами себя называют «ироны», а свою страну — Иронистан. Грузины их называют «осей» или «овсни», а их страну — «Осетия», что привело к тому, что их называют «осетины» — наименование, под которым они известны в Европе. На востоке они граничат с мычкизами, на юге -с грузинами, на западе — с Имеретией, племенами татар, известными под именем «бассианс», и с черкесами; на севере - с кабардинцами, которые так же, как те, о ком уже говорилось, называют их «кушха», или «жители альпийских лугов». Согласно грузинским хроникам, хазары, т. е. жители страны, расположенной на севере Кавказа, в 2032 году от сотворения мира, вторглись на территорию Грузии и Армении, разграбили и разорили все то, что попадалось им на пути, и увели с собой население целых районов. После этой первой экспедиции правитель хазар дает своему сыну Уобосу всех пленных, захваченных в районе Картвель-Сомхети, т. е. в районе между Курой и Араксом, и выделяет ему часть Кавказа, расположенную к западу от реки Ломеги (это нынешний Терек)...

Страницы

Подписка на RSS - Северная Осетия [Россия]