Аланы – народ, известный по памятникам древности и средневековья с I по XV века н.э. Реконструкция их истории затруднена отсутствием собственной письменной традиции, фрагментарностью иноязычных (греческих, латинских, закавказских, древнерусских, восточных) источников, удаленностью мест расселения аланов от главных центров европейских и восточных цивилизаций.
Древние аланы относились к северной (кочевнической) группе восточно-иранских племен, наряду со скифами, саками, массагетами, сарматами. Этноним «аланы» производный от иранского ariana («арийский»), представляет, по всей видимости, самоназвание, встречается, помимо латинских (Alani, Halani) и греческих (Alanoi), также в китайских (эпохи Хань), армянских, среднеперсидских, арабских и древнеславянских (русских, болгарских) источниках. Другое имя – асы (ясы древнерусских и венгерских источников), восходят к этнониму as- (с неясной этимологией), и через форму овсы/осы в грузинских текстах сохранилось название современных осетин (самоназвание ирон). Соотношение между названиями аланы и «асы» не до конца выявлено: поздник авторы (Плано Карпини в 1245 году, Рубрук в 1253/4 годах) используют их как синонимы, по другим сведениям («Армянская география» VIIвека, Кембридский документ и «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного середины IX века) они обозначали два родственных, но самостоятельных народа. Как отдельные группы аланов (или прото-аланов) иногда рассматриваются сарматские племена роксоланов, аорсов, языгов, а также двернекавказские двалы (твалы) и дигоры армянских и арабских источников.
Относительно происхождения аланов существует две основные версии: сарматская (автохтонная) и переднеазийская (миграционная), имеющие тенденцию к сближению. Впервые об аланах, по-видимому, сообщают китайские источники ханьской эпохи, фиксирующие в Арало-Каспийском регионе владение Яньцай, которое на рубеже нашей эры сменило название на Алань (то есть аланы). Предполагается, что первые аланы передвинулись из Приаралья в междуречье Волги и Дона, объединили под своей властью многочисленные, преимущественно сарматские, племена, которым и передали свое имя. В археологии условно принято обозначать как «аланскую» позднесарматскую культуру II-IV веков. В широком значении слова термином аланы обозначают различные, в том числе неиранские племена и народности, приобщившиеся к аланской культуре.
Самые ранние упоминания об аланах в европейских (латинских) источниках содержатся в трагедии «Фиест» Сенеки (датировка колеблется от конца 40-х до начала 60-х годов), и поэме «Фарсалия» Лукана (65). Первые исторические события с участием аланов, «скифского народа», жившего у берегов Меотиды (Азовское море) – их набеги 35 года в Закавказье и 72 года в Мидию и Армению, известны по сообщениям автора второй половины I века Иосифа Флавия («Иудейская война», «Иудейские древности»). В дальнейшем аланы неоднократно упоминались многими греко- и латиноязычными авторами, этнографический очерк об аланах оставил Аммиан Марцеллин в 32-й книге своей «Истории» (конец IV века).
Основным местом обитания аланов, номадов и конных воинов, в первые века нашей эры было пространство между Волгой, Доном и Кавказом, аланские выселки имелись в Крыму и на Дунае. Гуннским натиском (около 375 года) аланы были сбиты со своих мест и приняли вынужденное участие в Великом переселении народов на запад. В первой половине V века в римской Галлии существовало два аланских федеративных образования: Гоара и Сангибана на реке Луаре с центром в Орлеане, и Самбиды на реке Роне. Аланы Сангибана сражались на стороне римлян в битве с Атиллой на Каталаунских полях (451). В течение двух – трех поколений западные аланы растворились среди местного населения. Другая часть аланов в 409 году перешла в Испанию, на правах федератов владела в 411-418 годах Лузитанией и Карфагенской провинцией, была разгромлена вестготами, затем вместе с вандалами переправилась в Африку и образовала вандало-аланское королевство (429-534). Единая некогда история аланов распадается на мало связанные фрагменты. В Средние века отдельные группы аланов существовали на Дону (салтово-маяцкая археологическая культура, VIII-X века), в Крыму (I-XVвека), в Венгрии (ясы, с XIII века), на Балканах и Нижнем Дунае (начало XIVвека), на службе у великих ханов (асуды-асы Китая династии Юань и Монголии, XIII-XVI века), и в других местах.
Наибольшее значение с точки зрения перспективы имеет история кавказских аланов, занимавших в Средневековье северокавказскую равнину от среднего течения Кубани и ее притоков на западе до границ нынешнего Дагестана на востоке и Дарьяльского ущелья («Аланских ворот») на юге. Идентификация археологических следов присутствия аланов на Кавказе является предметом спора ученых: большинство в качестве маркера принимают катакомбный обряд погребения. В первые века нашей эры аланами совершается переход от кочевых форм хозяйствования к оседлому земледелию и скотоводству, возникают раннегородские поселения (Зилгинское городище и другие), примитивные формы политической организации. В дальнейшем у аланов развивается своя государственность, устанавливаются и укрепляются торговые, политические, культурные, династические связи с Византией, Грузией (Картли), Абхазией, Хазарией (аланским сюзереном в VIII-IX веках), Русью. «Золотым веком» Кавказской Алании считаются XI-XII века, когда Албания освобождается от хазарской зависимости и проводит силами своих правителей (Дургелель и прочие) самостоятельную политику. Аланский царевич Солан-Давид в 1189-1207 годах был мужем и соправителем грузинской царицы Тамар. В X веке нашей эры Алания принимает христианство из Византии, от этого времени сохранилось несколько древнейших на территории России храмов (три Зеленчукских, Сентинский, Шоанинский). Кавказская Алания была разгромлена монголами в XIII веке (походы 1222, 1238-1239 годов), добита Тамерланом в 1395 году. Остатки аланов частью растворились среди тюрко- и кавказоязычного населения, частью ушли в горы. Одна из групп горных аланов дала начало современным осетинам, другие участвовали в этногенезе карачаевцев, балкарцев, вайнахов (ингушей). В настоящее время вокруг «аланского наследия» ведется жаркая полемика между представителями этих народов. Решению вопроса мешают малоисследовательность и противоречивость источников.
Данные о языке аланов скудны. Со времени Ю. Клаптора и В.Ф. Миллера под собственно аланским языком понимается язык ираноязычных аланов, предков осетин. Не считая ономастического материала, известны четыре коротких текста, три из которых выполнены греческой графикой (Зеленчуская надпись X-XII веков, две фразы у византийского автора XII века Иоанна Цеца, маргиналии Петербургской литургической рукописи XIII века) и один – латиницей (Ясский глоссарий 1422 года). Все они объясняются из дигорского диалекта осетинского языка.
С.М. Перевалов
Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 231-232.
Литература:
Кузнецов В.А. Очерки истории алан. 2-е изд., Владикавказ, 1992.
Кулаковский Ю.А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000.
Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М., 2006.
Alemany A. Sources on the Alans: A Critical Compilation. Leiden; Boston; Koln, 2000 (русс. Перевод: Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003).
Bachrach B.S. A History of the Alans in the West. Minneapolis, 1973.
Kouznetsov V. Lebedinsky I. Les Alsins. Cavaliers des steppes, seigneurs du Caucase Ier-XVe siècles apr. J.-C. Paris, 2005.