Кузнецов В. А. Аланы (БСЭ, 1969)

АЛАНЫ (лат. Alani), самоназвание ироны, в византийских источниках - аланы, по-грузински осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке до н. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1 веке н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства алан этого времени - скотоводство. В 372 году аланы были разбиты гуннами. Часть алан вместе с гуннами участвовала в Великом переселении народов и через Галлию, Испанию достигла Северной Африки. Другая часть алан отошла в предгорья Кавказа. В Центральном Предкавказье сложилось объединение аланских и местных кавказский племён, возглавленное аланами и в письменных источниках получившее название Алании. Происходит процесс оседания кочевников-аланов и переход их к земледельческо-скотоводческому хозяйству. В 8-9 века зарождаются феодальные отношения у аланов, временно вошедших в состав Хазарского каганата. На рубеже 9-10 веков у аланов возникает раннефеодальное государство; в 10 веке аланы играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Из Византии в Аланию проникает христианство. Развитие производит, сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на р. Большой Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джулатские на р. Терек, Ахалкалинское на р. Сунже и др. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения аланов были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство аланов в 4-5 веках представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (т. н. полихромный стиль); позднее появились подвески и другие украшения, отделанные птичьими головками. В 7-9 веках распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства аланов (10-12 вв.) свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетёнкой. В 10-12 веках у аланов зародилась письменность, был создан героический Нартский (нартовский) эпос.

Тяжёлый удар аланам был нанесён монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238-1239 годы равнины Предкавказья. Уцелевшая часть аланов ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С 14 веке среди аланов стал распространяться ислам. Прямыми потомками аланов являются современные ираноязычные осетины. Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и культуре и других народов Северного Кавказа.

В. А. Кузнецов.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.

Литература:

Ванеев 3. Н., Средневековая Алания, Сталинири, 1959; Кузнецов В. А., Аланские племена Северного Кавказа, М., 1962; Плетнева С. А., От кочевий к городам, М., 1967; Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной проблеме этногенеза осетин, Орджоникидзе, 1967.

Этнос: