Моногарова Л.Ф. Припамирские народности

Версия для печатиВерсия для печати

ПРИПАМИРСКИЕ НАРОДНОСТИ (припамирские народы или припамирские таджики) - термин, обозначающий ирано-язычное население Горно-Бадахшанской АО Таджикской ССР (ваханцы, ишкашимцы, шугнанцы, рушанцы, баджуйцы, хуфцы, бартангцы, язгулемцы), Афганского Бадахшана (также и зебакцы, сангличи), Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР (сарыкольцы). В СССР (по данным родного языка) припамирских народностей - около 46 тысяч человек (1961), в остальных странах - около 80 тысяч человек. Говорят на памирских языках, входящих в восточно-иранскую группу. Антропологически относятся к памиро-ферганскому типу европеоидной расы. Верующие припамирские народности - мусульмане-исмаилиты. Родственные между собой припамирские народности сложились к 10 веку на периферии этнической территории таджиков, на базе древних сакских и, возможно, дардских племен, в результате особых исторических, социально-экономических и природных условий. В 1895 году при установлении границы между Афганистаном и Россией, проведенной по реке Пяндж, припамирские народности (исключая язгулемцев) оказались разделенными между двумя государствами (Афганистаном и Бухарой). С 1904 года по договоренности с бухарским эмиром район Язгулем остался в составе Бухарской провинции Дарваз, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к России. Для всех припамирских народностей характерны некоторые общие черты хозяйственной деятельности и основных элементов материальной и духовной культуры. К суровым природным условиям Памира приспособлены земледелие высокогорного типа и скотоводство, традиционные типы орудий труда, жилища и одежды. Издавна языком общения между припамирскими народностями, а также между припамирскими народностями и таджиками служил таджикский язык. В СССР, в связи с социалистической перестройкой хозяйства и культуры припамирских народностей, постепенно изживается обособленность и происходит их сближение (а частично и слияние) с таджиками. Большая часть припамирских народностей в коллективизированных хозяйствах занята земледелием и животноводством. Припамирские народности, проживающие в Афганистане, в основном сохраняют прежний уклад жизни: занимаются земледелием, скотоводством, охотой, ремеслами.

Л. Ф. Моногарова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968.

Литература:

Андреев М. С., Таджики долины Хуф, в. 1-2, (Душанбе), 1953-58; Моногарова Л. Ф., Материалы по этнографии язгулемцев, "Среднеазиатский этнографич. сб.", т. 2, M., 1959; Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963 (библ.); Эдельман Д., Современное состояние изучения памирских языков, "Вопр. языкознания", 1964, No 1.

Этнос: