Маслова Г. С., Рабинович М. Г. Русские

Версия для печатиВерсия для печати

РУССКИЕ - нация в СССР. Общая численность в стране 114 114 тысяч человек (1959). В РСФСР русские составляют 83,3% всех жителей, в других республиках СССР - от 3,2 до 43,2%. За границей (на 1959 год) - 1243 тысяч, в том числе: в Америке около 1 млн. человек, из них в США - около 750 тысяч человек, в Канаде - около 100 тысяч человек, в европейских странах - 184 тысяч человек.

Русский язык входит в восточно-славянскую группу индоевропейской семьи языков. Русские, украинцы и белорусы произошли от древнерусской народности (9-13 века), сложившейся из славянских племен в результате распада родоплеменных отношений и создания раннефеодального государства (см. Киевская Русь). По мнению многих исследователей, наименования «Русские», «Русь», «Русская земля» восходят к названию одного из славянских племен - родиев, россов или руссов. Из их земли в Среднем Поднепровье название «Русь» распространилось на все Древнерусское государство, в которое вошли, кроме славянских, и некоторые неславянские племена. Уже в те времена наметились различия в культуре населения лесистых северных и степных и лесостепных южных областей Руси: например, на Юге пахали ралом, на Севере - сохой; северное жилище было срубным, высоким, с деревянной кровлей, южное - полуземлянкой с каркасными стенами, земляным полом и соломенной кровлей. В многочисленных городах высокого развития достигли ремесла и торговля, древнерусская культура. В 10 веке появилась письменность, затем исторические произведения (летописи) и литература на древнерусском языке, одним из ярких памятников которой является «Слово о полку Игореве» (12 век). Издавна существовал богатый фольклор - сказки, песни, былины. В условиях хозяйственного развития отдельных областей и политической феодальной раздробленности еще в 12 веке создались предпосылки для формирования русской, украинской и белорусской народностей. Сложение русской народности связано с борьбой против монголо-татарского ига и созданием централизованного Русского государства вокруг Москвы в 14-15 веках. В это государство вошли северные и северо-восточные древнерусские земли, где, кроме потомков славян - вятичей, кривичей и словен, было много переселенцев из других областей. В 14-15 веках эти земли стали называть Русью, в 16 веке - Россией. Соседи называли страну Московией. Названия «Великая Русь» в применении к землям, населенным русскими, «Малая Русь» - к украинским, «Белая Русь» - к белорусским, появились с 15 века. Еще в начале 20 века, наряду с древним наименованием, русских называли иногда великороссами. Начавшаяся еще в древности колонизация славянами северных земель (Прибалтика, Заволочье), Верхнего Поволжья и Прикамья продолжалась в 14-15 века, а в 16-17 веках русское население появилось в Среднем и Нижнем Поволжье и в Сибири. Русские вступали здесь в тесный контакт с другими народами, оказывали на них экономическое и культурное влияние и сами воспринимали лучшие достижения их экономики и культуры. Примерно с 17 века шел процесс складывания всероссийского рынка и национальных связей, приведший в середине 19 века к победе капиталистических отношений (при сохранении многих пережитков феодализма) и завершению образования русской нации, включавшей, кроме крестьянства и дворянства, сложившихся в процессе развития феодальных отношений, новые классы - пролетариат и буржуазию. В 18-19 веках территория государства значительно расширилась. Присоединение ряда земель в Прибалтике, Восточной Европе, Причерноморье, Средней Азии сопровождалось расселением русских на этих территориях.

Основные этнографические группы русских, различающиеся по диалектам («окающий» и «акающий») и этнографическим признакам (постройки, одежда и т. п.), - северные и южные великоруссы. Связующим звеном между ними является средневеликорусская группа, занимающая центральный район - часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья и имеющая в диалекте и культуре как северные, так и южные черты. Более мелкие группы русских - поморы (на Белом море), мещёра (в северной части Рязанской области), различные группы казаков и их потомков (на реках Дону, Урале и Кубани, а также в Сибири), старообрядческие группы - бухтарминцы (на реке Бухтарме в Казахстане), «поляки» (на Алтае), «семейские» (в Забайкалье); особую группу составляют и русские на Крайнем Севере (по рекам Анадырю, Индигирке, Колыме), воспринявшие многие черты окружающих их народов.

В этническом и культурном развитии многих народов Восточной Европы и Азии русским принадлежит существенная роль. Еще в эпоху феодализма русские способствовали распространению пашенного земледелия, совершенствованию земледельческих орудий, выработке рациональных форм народного жилища, развитию ремесел и промыслов. Но процесс этот сложен, влияния были взаимными, и в ряде областей (особенно - пограничных с другими народами) русские обогатили свою материальную и духовную культуру многими элементами, заимствованными у этих народов. Города России были важнейшими промышленными, торговыми и культурными центрами, притягивавшими и нерусские народы. Передовые слои русского народа стали в авангарде российского освободительного и революционного движения *. Вплоть до Октябрьской революции положение основной массы русских - крестьян-земледельцев - было тяжелым. Малоземелье, рутинная техника, остатки крепостничества затрудняли ведение хозяйства. Древняя форма общественной организации сельского населения - община, искусственно сохранявшаяся правительством до начала 20 века, - стала пережитком, мешающим развитию хозяйства. Беднейшее русское крестьянство вынуждено было идти на заработки, пополняя городской и сельский пролетариат. Рабочих жестоко эксплуатировала отечественная и иностранная буржуазия.

Русский пролетариат, руководимый Коммунистической партией, поддерживаемый беднейшим крестьянством, сыграл ведущую роль в трех народных революциях. В ходе социалистических преобразований русские сложились в ведущую социалистическую нацию. Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу повело к изменению соотношения городского и сельского населения. В городах (1959) жило свыше 57%, в сельских местностях - около 43% русского населения страны.

В советское время коренным образом изменился облик сельских поселений. Интенсивно строятся новые жилые дома и общественные здания, по архитектуре и внутреннему убранству все более сближающиеся с городскими и поселковыми. Но сохраняется еще некоторая специфика. На Севере преобладают малодворные поселения, высокая срубная (иногда - двухэтажная) изба с подпольем, с двускатной крышей и примыкающим сзади крытым двором. На Юге - поселения крупные, низкая (срубная, каркасная с обмазанными глиной стенами или кирпичная, иногда - саманная) изба или хата с четырехскатной крышей и открытым двором. Дом состоит из жилой части, сеней или коридора с клетью или чуланом и двора с хозяйственными постройками. Жилая часть обычно разделена на несколько комнат. Повсюду распространен пятистенок, до Октябрьской революции характерный лишь для зажиточной части крестьян. Прежнюю самодельную и кустарную неподвижную мебель вытеснила фабричная. В быт деревни широко вошло электричество, радио, а во многих районах и телевизоры. Города и промышленные поселки русских за последние десятилетия реконструированы. Выросло много новых городов. Центральная части древних городов сохранили еще следы старой планировки, иногда даже с остатками феодального укрепленного центра. Новые города имеют вполне современную застройку промышленных и жилых кварталов. Некоторые из них являются образцами градостроительства.

Одежда горожан и сельских жителей сейчас резко не различается. Традиционный русский костюм и до революции сохранялся главным образом в деревне; в дворянской среде сарафан, душегрею, кокошник носили лишь до 18 века; в купеческой - в некоторых городах - до середины 19 века. Крестьянки в северных и средневеликорусских областях поверх холщовой рубахи надевали сарафан, в южных - поневу, своеобразную юбку из шерстяной, главным образом клетчатой, ткани. Девушки носили на голове повязку - ленту, венец; замужние женщины должны были надевать головной убор, полностью скрывавший волосы, - кичку, сороку, в праздники (главным образом на Севере) - кокошник. С середины 19 века эти уборы постепенно вытеснял головной платок. Мужской костюм почти везде состоял из рубахи-косоворотки, которую носили навыпуск, поверх нешироких штанов, с поясом. Верхняя одежда мужчин и женщин - суконный кафтан, зипун, пониток; зимой - шуба, полушубок, тулуп. В настоящее время традиционный костюм сохранился лишь кое-где у женщин в южных областях, реже - на Севере и в Сибири (например, в Забайкалье, где он отличается украшениями и яркостью расцветки).

Официальная религия русских в прошлом - православие, введенное еще в 10 веке. Однако в народе вплоть до революции отчасти удерживались древние верования в сверхъестественные существа, связанные с домом и хозяйством, природой (домовой, леший, водяной, русалки). Церковь вынуждена была приспосабливаться к древним верованиям, придавая "святым" функции древнеславянских божеств (например, Илья пророк - Перун, Власий - Велес) и сохраняя, наряду с христианскими празднествами и обрядами, дохристианские (масленица - проводы зимы, троицкие обряды - весенние и т. п.). В 17 веке произошел раскол русской церкви; не принявшие реформ церковной службы старообрядцы отличались обособленностью быта. В советское время подавляющее большинство русских - атеисты.

Русская дореволюционная и советская культура имеет мировое значение - наука, литература, музыка, изобразительные искусства, театр оказали большое влияние на развитие культуры других народов СССР, а также народов зарубежных стран. Вместе с тем сохранились и развиваются традиционные народные жанры искусства, ремесла и промыслы. Ярко и оригинально русское народное изобразительное искусство - роспись, обработка дерева, металла, кости, камня, глины; вышивки, узорное тканье, плетение кружев. Лучшие традиции развиваются в современных художественных ремеслах: гравировка по серебру (Великий Устюг), роспись по дереву (Горьковская область), миниатюра на изделиях из папье-маше (Палех, Холуи, Мстёра, Федоскино), глиняная и деревянная скульптура, игрушки (Московская и Кировская обл.). В богатом фольклоре русских сохранилось многое от глубокой древности. Героические киевские былины, новеллистические новгородские дожили до нашего времени; о выдающихся событиях повествуют исторические песни 14-19 веков; поговорки, загадки связаны как с древними верованиями, так и с современной жизнью народа. Песни - обрядовые и необрядовые, крестьянские, рабочие, солдатские - в последние полвека пополнились песнями Октябрьской революции и Отечественной войны. Для народного театра характерна острая классовая сатира. Народная музыка разнообразна по ладовому строю (преим. диатоническому), отличается богатством ритмов. Развито многоголосие. В советское время получила развитие богатая и разнообразная художественная самодеятельность (см. также статьи Союз Советских Социалистических Республик и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика).

Этнографическое изучение русских особенно большое развитие получило в 19 - начале 20 веков. Советские этнографы опубликовали ряд трудов, посвященных культуре русского населения отдельных областей, крупным разделам материальной и духовной культуры, а также обобщающих работ. Итоги изучения русских как нации подведены в книге "Народы Европейской части СССР", т. 1, М., 1964 (на с. 916-23 приведена обширная библиография о русских). Обобщения по материальной культуре русских методом картографирования сделаны в книге "Русские. Историко-этнографический атлас", М., 1967.

Г. С. Маслова, М. Г. Рабинович. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Примечания

* «…российского освободительного и революционного движения…» - В большинстве статей советских изданий повторяют фразы об «освободительном движении» как ритуальные. И если в отношении неких малых народов, из которых после 1917 года волшебным образом появились на свет «социалистические нации», этот ритуальный речевой штамп имеет хоть какое-то логическое объяснение (мол, малые народы были подчинены какому-то большому?), то в отношении русской нации фраза об «освободительном движении» выглядит как откровенное издевательство. Ведь после прихода к власти большевиков русская нация оказалась в несравненно более угнетенном состоянии: все институты русской нации были уничтожены, образование же новых стало невозможным в силу тотальной работы советских спецслужб. Незначительное послабление в системе подавления русской нации произошло только в годы Второй мировой войны: приходы РПЦ и ее священников перестали систематически уничтожать (на Соловках были целенаправленно расстреляны сотни православных священников за то лишь, что они стремились продолжать свою деятельность), стараясь этим религиозным институтом подменить национальные институты русской нации. Наталкиваясь в литературе советских времен на эту ритуальную фразу про «освободительную борьбу» русских, невольно задаешься вопросом: от кого и от чего русская нация в итоге освободилась? Впрочем, ответа на этот вопрос нет, так как это всего лишь слово-затычка – синтетическая фраза, не описывающая никакого реального явления, но мешавшая попыткам сформулировать действительные проблемы русской нации. 

Страны: 
Этнос: