Аланы (ЛГ.Э, 2013)

АЛАНЫ — ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 века жили в Приазовье и Прикавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по-русски ясы) — предки осетин. Топоним Аланы встречается в трудах Гумилёва. Так, в книге «Древняя Русь и Великая Степь» Гумилёв пишет: «Аланы, или ясы, — предки осетин и потомки воинственных сарматов — были народом многочисленным, но очень старым. В фазе этнического подъема роксоланы остановили римские легионы в Паннонии; в фазе надлома аланы были разбиты гуннами и частью отступили в Испанию, частью расселились по предгорьям Кавказа и переждали там тяжелое время; в инерционную фазу аланы приняли греческое христианство и за это пострадали от хазарских царей; в XII—XIII веках у них, вполне естественно, наступила фаза обскурации, которую описал венгерский монах-путешественник Юлиан, посетивший Прикаспий в 1236 году в поисках прародины венгров. «В Алании сколько селений, столько и вождей... Там постоянно идет война... села против села... На пахоту идут все односельчане при оружии, так же и на жатву, и на любую другую работу, кроме воскресений, когда убийства соседей не производятся. Вообще же человекоубийство у них не влечет ни кары, ни благословения... Кресту они оказывают такое почтение, что бедные люди, местные или пришлые... безопасно ходят и среди христиан, и среди язычников, если водрузят на копье со знаменем крест и будут его нести, подняв кверху» (Аннинский С. А. Исторический архив. Т. 3. М.-Л., 1940). Даже из этого краткого описания видно, что аланы утеряли пассионарность предков настолько, что не могли удержать бывшую у них культуру и государственность, сохранив почитание креста не как символа, а как амулета. Потому они не могли ни быть угрозой для соседей, ни организовать оборону при вражеском вторжении. Надо полагать, что среди них сохранялись геноносители, потому что какая-то часть аланов, отошедшая на склоны Кавказского хребта, сохранилась доныне. Аланы не имели никакой государственной организации и потому не были способны к сопротивлению» («Черная легенда», 125-126).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 27-28.

Этнос: