Арутюнов С.А. Курды в СССР

Версия для печатиВерсия для печати

Народ, разбросанный по свету, разделенный не только государственными границами, но и религиозными различиями.

Историческая родина курдов - Курдистан, горная область Западной Азии, расположенная в верховьях реки Тигр. В настоящее время территория бывшего Курдистана поделена между четырьмя государствами - Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. В СССР курды живут в Азербайджане, Грузии, Армении и республиках Средней Азии.

В античных и древневосточных источниках упоминается народ «кардухи», в котором ученые склонны видеть предков современных курдов. Народ с этим самоназванием существует около трех тысячелетий. Курдский язык относится к западно-иранской группе языков. За рубежом курды используют арабскую графику, в СССР - кириллицу.

Район на стыке Турции и Ирана во все времена был одним из самых неспокойных в политическом отношении. Народы, жившие здесь, всегда испытывали на себе воздействие соседних крупных держав — Вавилонского царства, Древнеиранской империи, эллинистической Греции, Римской империи, всегда были как бы между молотом и наковальней. Нелегкая историческая судьба курдов, как армян и евреев, во многом определена геополитическими факторами, крупными политическими конфликтами, время от времени возникавшими в этой части Азии.

Курды были природными кочевыми скотоводами, отдельные их племена — коренные жители Закавказья,  однако миграция курдов из Курдистана в средние века была обусловлена гонениями, которым они подвергались в государствах этого региона. В течение XIX и на рубеже XX веков в пределы Закавказья устремилось значительное число курдских семей — эмигрантов из Турции и Ирана.

Большая часть курдов исповедуют ислам суннитского толка. В СССР курды-мусульмане проживают в Азербайджане. Меньшая часть курдов - езиды. Это синкретическая религия, восходящая к религии древнего Ирана — зороастризму — и вобравшая в себя черты христианства, иудаизма и ислама. Курды-езиды живут в Армении, где принадлежат в основном к сельскому населению, и в Грузии (в основном в столице республики — Тбилиси). Таким образом, курдский народ расколот по конфессиональному признаку. На рубеже веков, как известно, в районах Российской империи, граничащих с Турцией, имели место столкновения на религиозной почве между христианами и мусульманами, перешедшие в погромы, резню, кровопролитие. Эти столкновения коснулись и езидов. Известны случаи, когда курды-мусульмане поднимали руку на курдов-езидов.

Положение советских курдов определяется существованием у них двух религиозных традиций — мусульманской и езидской. По материальной культуре, языку, образу жизни это один народ. По духовной культуре, которая даже в том случае, если человек неверующий, во многом определяется религией предков, то есть по системе ценностей, моральным позициям, две группы курдов значительно различаются. Коренной вопрос для самих курдов — считать ли себя единой нацией, двумя ли подразделениями одного этноса или двумя разными народами. Значительная часть езидов, сосредоточенных в Армении, выступает за признание езидов особым народом, но существует в среде езидов и другая точка зрения — идея национального единства с курдами-мусульманами.

В Армении появилась курдско-езидская интеллигенция, создан отдел курдологии АН Армении. Издается газета «Риа таза» на курдском языке, в курдских селах ведется преподавание родного языка в начальной школе.

В Грузии езиды укоренились в течение XIX века. Первоначально это было пришлое население из сельских районов, безземельные крестьяне, решившие попытать счастья в городе. Занимались тбилисские курды в основном неквалифицированным физическим трудом — это были грузчики, носильщики, дворники, сторожа. Постепенно в советское время из их среды выделилась курдская интеллигенция. Надо отдать должное руководству республики и грузинской интеллигенции — это во многом их заслуга. Сегодня среди грузинских курдов есть и ученые, и литераторы, и люди искусства, и служащие.

Переписи населения не выявляют курдов в Азербайджане. В 20-е годы в Азербайджане существовал Курдистанский уезд, но в конце 30-х — начале 40-х годов здесь возобладала ассимиляционистская тенденция - все курды сегодня вне зависимости от самосознания записаны азербайджанцами. Эти процессы коснулись не только курдов, но и других национальных меньшинств республики — татов, талышей, лезгин и других.

В годы культа личности некоторая часть курдов подверглась репрессиям — была под надуманными предлогами насильно депортирована в республики Средней Азии. И по сей день в них проживает значительное число курдов.

Сергей Арутюнов, заведующий сектором народов Кавказа Института этнографии АН СССР

Цитируется по изд.: Приложение к журналу «Новое время», декабрь 1999 // «Перестройка и национальные проблемы», с. 13-14.

Страны: 
Этнос: