Арутюнов С.А.

Арутунов Сергей Александрович. Доктор исторических наук, профессор, чл.-корр. РАН. Заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН.

Научные интересы: историческая этнография народов Азии, современная этническая и языковая ситуация на Кавказе, миграции, этнические процессы и их влияние на культурную и социальную идентичность.

Родился в Тбилиси в 1932 г. Окончив Московский Интитут Востоковедения в 1954 г., тогда же поступил в аспирантуру Института этнографии (ныне институт этнологии и антропологии РАН) и, окончив ее, стал научным сотрудником этого института (с 1957 г.), где и продолжает работать ныне, с 1985 года в должности заведующего отделом народов Кавказа. Кандидатская диссертация «Древний воточноазиатский и айнский компоненты в этногенезе японцев» защищена в 1962 г., докторская «Процессы изменения и развития в современной бытовой японской культуре» в 1970 г. Избран чл.-корр. РАН в 1990 г.

С.А. Арутюнов вел этнографическую полевую работу в Японии, Вьетнаме, Индии, в разных районах Крайнего Севера и Сибири (но более всего на Чукотке), на Кавказе (более всего в Армении), поводя в поле с 1958 по 1988 год практически ежегодно по крайней мере один, а нередко и два полевых сезона (летний и зимний). Собранный им огромный полевой этнографический и археологический материал лег в основу ряда монографий, посвященных современной культуре народа айнов, археологии и этнической истории чукчей и эскимосов, сельской бытовой культуре армян и другим темам.

Итоги своих теоретических размышлений о закономерностях развития народной культуры. С.А. Арутюнов опубликовал в книге «Народы и культуры: развитие и взаимодействие» (М., 1989). Обобщающий взгляд С.А. Арутюнова на предмет и задача этнологии и культурной антропологии изложен им в книге «Культурная антропология» (М., 2004), написанный совместно с С.И. Рыжаковой. В этой книге он свел воедино материалы многочисленных спецкурсов, читавшихся им в 1970-е – 2000-е годы в МГУ и многих университетах Европы, Америки и Японии (Кэмбридж, Берн, Питтсбург, Джорджтаун, Стэнфорд, Беркли, Саппоро и др.).

Всего С.А. Арутюновым опубликовано более 400 статей, докладов и рецензий, 15 книг (единолично и в соавторстве). Три из них в дополненном и расширенном виде переизданы за рубежом – в Польше, США, Японии. В настоящее время С.А. Арутюнов продолжает работу над созданием учебных пособий, изучает проблемы формационного и цивилизационного подхода к истории, проблемы глобализации и парохиализации культуры.

Автор более 490 публикаций, в том числе:

    *      Современный быт японцев. М., 1968. 230 с.

    *      Старые и новые боги Японии. М., 1968. 200 с. (в соавт. с Г. Е. Светловым). Пер. на польский яз.:Starzy i nowi bogowie Japonii. Warszawa, 1973. 206 p.

    *      Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969. 206 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).

    *      Проблемы этнической истории Берингоморья. М., .1975. 240 с. (в соавт. с Д. А. Сергеевым).

    *      Палеометалл северо-западной части Тихого океана. Владивосток, 1982. 104 с. (в соавт. с А. В. Александровым, Д. Л. Бродянским).

    *      Китовая аллея (древности островов пролива Сенявина). М., 1982. 176 с. (в соавт. с И. И. Крупником, М. А. Членовым).

    *      У берегов Ледовитого океана. М., 1984. 190 с.

    *      Святые реликвии: миф и действительность. М., 1987. 110 с. (в соавт. с Н. Л. Жуковской).

    *      В краю гор, садов и виноградников. М., 1987. 264 с. (в соавт. с В. П. Кобычевым).

    *      Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 250 с.

    *      Япония: народ и культура. М., 1991. 64 с. (в соавт. с Р. Ш. Джарылгасиновой).

    *      Perspectives on Ethnicity. Hague, Paris, 1978. 458 р. Член ред.; авторство: «Введение». С. 10—13 (в соавт. с Ю. В. Бромлеем).

    *      Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1983. 320 с. Член ред.; авторство: «Культура жизнеобеспечения в этнических системах». С. 53—60; «Система питания». С. 189—206; «Общие выводы». С. 254—270; «Заключение». С. 271—287 (в соавт. с Э. С. Маркаряном).

    *      Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. М., 1981. 256 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3—17; «Япония». С. 157—170; «Заключение». С. 232—250.

    *      Свод этнографических понятий и терминов. Материальная культура. М., 1989. 220 с. Член ред.; авторство: «Введение». С. 5—14; «Абак». С. 15; «Напитки». С. 84—86; «Пища». С. 134—138; «Яды». С. 216.

    *      Истоки формирования современного населения Южной Азии. М., 1990, 410 с. Отв. ред.; авторство: «Введение». С. 3—8; «Этногенетическая интерпретация расогенетического анализа». С. 365—404; «Заключение». С. 405—408.

    *      Древнейший народ Японии: судьбы племени айнов. М., Наука, 1993. 210 с. (в соавт. с В.Г. Щебеньковым).

    *      Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство (в соавт. с М.Г Абдушелишвили., Б.А. Калоевым.) М., 1994.

    *      Народы Кавказа (книга 4). Материальная культура. Пища и жилище. М., 1995. (В соавт. с Г.А.Сергеевой, В.П. Кобычевым).

    *      Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие. Люистон, 2002. Изд-во Эдвин Меллен Пресс. 386 с.(на русс. яз.)

    *      Культурная антропология. М.: Весь мир, 2004. 216 с. (в соавт. с С.И. Рыжаковой).

Список работ С.А. Арутюнова см.: Этнографическое обозрение. 1992. № 3; 2002. № 2

Биографическая справка с сайта http://www.iea.ras.ru/

Арутюнов С.А., Щебеньков В.Г. Айны: история изучения

Трудно назвать другой такой народ, которому, при всей его малочисленности и нынешнем, в общем незавидном, положении, было бы посвящено такое большое количество научных ,работ, внимание столь большого числа специалистов, как айны. В этом плане айны уступают разве что только баскам; однако все-таки басков несколько миллионов, и это развитой народ с современной социальной и экономической структурой, айнов же едва наберется полтора десятка тысяч, и жили они до недавнего времени на уровне первобытнообщинного строя. И все же во многом айны и баски сопоставимы. Одни на крайнем западе, другие на крайнем востоке Евразии, в изолированных, гористых, труднодоступных местностях, они сохранили язык, особенности культуры, многие физические черты, которые не позволяют их достоверно сблизить ни с одним другим народом земли и уж, во всяком случае, ни с кем из ближайших соседей...

Арутюнов С.А. Курды в СССР

Народ, разбросанный по свету, разделенный не только государственными границами, но и религиозными различиями.

Историческая родина курдов - Курдистан, горная область Западной Азии, расположенная в верховьях реки Тигр. В настоящее время территория бывшего Курдистана поделена между четырьмя государствами - Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. В СССР курды живут в Азербайджане, Грузии, Армении и республиках Средней Азии.

В античных и древневосточных источниках упоминается народ «кардухи», в котором ученые склонны видеть предков современных курдов. Народ с этим самоназванием существует около трех тысячелетий. Курдский язык относится к западно-иранской группе языков. За рубежом курды используют арабскую графику, в СССР - кириллицу...

Арутюнов С.А. Алеуты

АЛЕУТЫ (самоназвание унанган), коренное население Алеутских островов (США). Численность около 5 тысяч человек (1961). Небольшая часть (около 400 человек, 1959 год) с начала 19 века живёт на Командорских островах (СССР). Говорят на алеутском языке. По мнению большинства исследователей, алеуты заселили Алеутские острова из Аляски, ответвившись там около 4 тыс. лет назад от близко родственных им эскимосов. До открытия русскими в 18 веке Алеутских островов алеуты пользовались орудиями из дерева, камня, кости, знали холодную ковку самородной меди. Занимались охотой на китов и других морских животных, а также рыболовством и собирательством. В начале 19 века восприняли многие черты русской культуры и приняли православие. В СССР в 1932 году на Командорских островах создан Алеутский район. Большинство алеутов работает там в звероводческом совхозе. В США в условиях капиталистической эксплуатации хозяйство и самобытная культура алеутов в значительной степени разрушены. Большая часть их работает по найму в качестве подсобных рабочих.

Арутюнов С.А. Сиамцы

СИАМЦЫ - кхон-таи, таи-нои, - нация, основное (около 50%) население Таиланда. Живут в основном в центре и на юге страны, в бассейне реки Менам и в северной части Малаккского полуострова. Численность в Таиланде 14,2 млн. человек (1963). В Малайе 25 тысяч человек, в Бирме 16 тысяч человек. Язык - кхон-таи тайской ветви китайско-тибетской семьи, имеет письменность, восходящую к древнеиндийской. Религия - буддизм южной ветви. Народный культ - почитание духов "пхи". Религия оказывает большое влияние на жизнь сиамцев. Много монахов. Все начальные школы - духовные.

Арутюнов С.А. Кхмеры

КХМЕРЫ - нация, основное население Камбоджи. Численность в Камбодже - около 4,5 млн. чел. (1961), кроме того, около 500 тыс. чел. кхмеров живет во Вьетнаме и 350 тыс. чел. в Таиланде. Язык кхмеров относится к мон-кхмерской семье языков. Религия - буддизм южного толка. Кхмерская народность сложилась в начале нашей эры в процессе консолидации многочисленных кхмерских племен, вероятно, исконных насельников Южного Индокитая, при влиянии более высокой культуры соседних стран - Китая, затем и в большей мере - Индии. Восприятие индуизма, предшествовавшего буддизму, распространение санскрита сильно повлияли на формирование духовной и материальной культуры кхмеров и их языка...

Арутюнов С.А. Карены

КАРЕНЫ - народ, населяющий Юго-Восточной Бирмы (1,8 млн. чел., 1959) и Западного Таиланда (100 тыс. чел.). Термин «карены» в научной литературе употребляется также для обозначения группы родствонных народов (собственно каренов - кая, ба-о, падаун). У каренов сохраняются значительные пережитки племенного деления. Основная группы - сго, пво (более 0,5 млн. чел. каждая), бвэ. Диалекты и обычаи разных групп сильно отличаются. Язык каренов относится к тибето-бирманской ветви китайско-тибетской семьи. По-видимому, карены были одним из самых первых народов, проникших в Индокитай извне в 1-м тысячелетии до н. э. По преданиям каренов, сначала они заняли долины Нижней Бирмы, но позднее были оттеснены в горы монами и бирманцами. Среди каренов распространены различные верования: анимизм, буддизм, христианство (в частности, баптизм). В Бирманском Союзе имеют автономное Каренское государство, но большинство каренов живет вне его пределов (в дельте Иравади). Основное занятие - земледелие (рис, бобовые, хлопок, табак, фрукты и овощи).

Арутюнов С.А. Вьетнамцы

ВЬЕТНАМЦЫ (самоназвание - вьет) - нация, составляющая подавляющее большинство населения во всех прибрежных и низменных районах Вьетнама; кроме того, в большом числе проживают во всех крупных населенных пунктах горного Вьетнама. Численность 25,6 млн. чел. (1960), из них около 400 тыс. чел. проживают за пределами Вьетнама, прежде всего в Камбодже свыше 300 тыс. чел., а также в Лаосе, Китае и Таиланде. Вьетнамцы говорят на вьетнамском языке, распадающемся на ряд диалектов, незначительно отличающихся друг от друга. Литературный язык сложился на базе центральных и северных говоров.

Арутюнов С.А. Бирманцы

БИРМАНЦЫ - нация, основное население Бирманского Союза (за пределами Бирмы проживает менее 0,5% бирманцев). В Бирме бирманцы сосредоточены в дельте и бассейне Иравади-Чиндвина и по побережьям Тенассерима и Аракана. Численность в Бирме - около 14,7 млн. чел. (1959). Язык - бирманский, тибето-бирманской ветви, китайско-тибетской семьи. Общенациональный язык бирманцев имеет письменность, которая восходит к 11 веку. Среди бирманцев имеется ряд этнографических групп, отличающихся диалектами и культурой от основной массы бирманцев.

Арутюнов С.А. Аэта

АЭТА, атта, инагта и др. (общего самоназвания не имеют), - группа малорослых (140-150 см) негроидных племен, коренное население Филиппинских островов. Аэта живут в горных районах острова Лусон, главным образом в провинции Илокос-Норте и Самбалес, а также на Востоке острова. Небольшие группы аэта живут во внутренних районах островов Негрос и Панай, на Северо-Востоке острова Минданао. Иногда к аэта относят также некоторые другие негроидные группы островов Миндоро и Палаван. Численность - около 40 тысяч человек (1959), из них на острове Лусон более 30 тысяч человек.

Арутюнов С.А. Филиппинцы

ФИЛИППИНЦЫ - группа близкородственных народов (тагалы, висайя, илоканы, биколы, моро, ифугао и др.), составляющих основное (коренное) население Филиппинских островов. Общая численность - 37 млн. чел. (оценка 1971 года). Говорят на языках северной группы индонезийской ветви малайско-полинезийской семьи языков. Многочисленные неолитические памятники (плечиковые топоры, ступенчатые тесла, нефритовые изделия), сходные с памятниками материковой Юго-Восточной Азии, позволяют предположить, что предки филиппинцев во 2-м тысячелетии до н. э.

Страницы

Подписка на RSS - Арутюнов С.А.