Арутюнов С.А. Филиппинцы

Версия для печатиВерсия для печати

ФИЛИППИНЦЫ - группа близкородственных народов (тагалы, висайя, илоканы, биколы, моро, ифугао и др.), составляющих основное (коренное) население Филиппинских островов. Общая численность - 37 млн. чел. (оценка 1971 года). Говорят на языках северной группы индонезийской ветви малайско-полинезийской семьи языков. Многочисленные неолитические памятники (плечиковые топоры, ступенчатые тесла, нефритовые изделия), сходные с памятниками материковой Юго-Восточной Азии, позволяют предположить, что предки филиппинцев во 2-м тысячелетии до н. э. проникли на острова, оттеснив и частично ассимилировав более древнее негро-австралоидное население, небольшие остатки которого - этническая группа аэта - сохранились до сих пор. У прибрежных групп филиппинцев незадолго до начала испанского завоевания возникли феодальные государственные образования (15 век). С 16 века при испанском колониальном господстве эти группы восприняли католичество и подверглись сильному испанскому культурному и отчасти языковому влиянию, особенно затронувшему верхние слои общества. В то же время искореняя местные культы, испанцы уничтожили многие элементы местной традиционной культуры - письменные памятники, многие народные увеселения и др. В такой обстановке проходил процесс этнической консолидации филиппинцев. В то же время горные группы не испытывали исп. влияния и практически оставались на том же уровне, что и до начала образования государства на Филиппинах; они не участвовали в процессе консолидации филиппинцев. К 19 веку на Филиппинах, прежде всего в районах, населенных тагалами, сложилась местная буржуазия и интеллигенция, выражавшая общефилиппинские интересы. Возглавленное ими национально-освободительное движение завершилось национально-освободительной революцией 1896-1898 годов, уничтожившей испанское господство. Но после американо-филиппинской войны 1899-1901 годов на Филиппинах был установлен американский колониальный режим. В 1946 году Филиппины получили независимость. Для крупнейших народов Филиппин - тагалов, висайя, илоканов, биколов и др. - создались предпосылки для консолидации в единую филиппинскую нацию. Узко местное самосознание все более сменяется сознанием принадлежности к общефилиппинской общности. Постепенная активизация массового демократического движения на Филиппинах находится в тесной связи с усилением тенденций к национальной консолидации. Ядром общефилиппинской национальной консолидации выступают тагалы. Делаются попытки внедрить в качестве общегосударственного и общенационального языка созданный на базе тагальского языка литературный язык "пилипино".

Господствующая религия филиппинцев - католичество, частично - аглипаянство (см. Г. Аглипай). Среди горных народов сохраняются традиционные анималистические культы, но в последние десятилетия под влиянием миссионеров частично привилось христианство, преимущественно протестантизм. Население Юга архипелага (народы группы моро) с 14-15 веков исповедует ислам. Вследствие значительных культурных и отчасти языковых различий от основной массы христианизированных прибрежных народов, горные народы и моро не вовлекаются в процесс консолидации общефилиппинской нации и оказываются в положении национальных меньшинств.

С. А. Арутюнов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966 (лит.);

Левинсон Г. И.; Филиппинцы вчера и сегодня, М., 1959

AgoncilloT., Alfonso О., AshorthistoryoftheFilipinopeople, (QuezonCity), 1963;

HaydenJ. R., ThePhilippines. A study in the national development, N.-Y., 1945;

Keesing F. M., The Philippines. A nation in the making, L., 1937;

Pascual R., Social and cultural development in the Philippines, Manila, 1950;

Rodriguez E. В., Philippine culture, Manila, 1959.

Страны: