Согласно переписи 1979 года, караимов насчитывалось 3341 человек. Предполагается, что сегодня караимов осталось еще меньше. На территории нашей страны они в основном проживают в Крыму (около 1200 человек), в Литве (около 300 человек), в южных областях Украины, а также в ряде городов, таких, как Москва. Ленинград. Краснодар... За рубежом их больше всего в Польше. В Москве сейчас около 200 караимов.
На основе имеющихся научных данных предполагается, что тюркоязычные караимы являются коренными жителями Крыма, потомками племен, входивших в VIII —IX веках в Хазарский каганат, точнее сказать, тех, что приняли караимизм — религиозное учение, являющееся разновидностью иудаизма, признающее только писаный Ветхий завет и отвергающее Талмуд. Сам термин «караимы» по происхождению религиозный и на древнееврейском языке означает «чтецы» («чтецы Торы»). Уже в наше время это слово стало этнонимом, названием народа.
При ханском дворе (Крымское ханство существовало с XV по XVIII век) караимы были уважаемыми людьми. Им был доверен монетный двор. Жизнь в горах была нелегкой: борьба с врагами, борьба с холодом и жаждой — все это делало караимов стойкими и смелыми. После похода на Крым литовский князь Витовт в 1397 году увел в Литву з83 караимские семьи, которые впоследствии осели в Троках (ныне Тракай) и служили в личной охране князя. В Галич и Луцк караимы переселились несколько позже. Живя в Тракае и Луцке, вне тюркского окружения, караимы сохранили свой язык благодаря общинной форме жизни. Несмотря на имеющиеся различия у этих караимских общин, сохранилась тюркская основа обрядов, одежды, фольклора, приготовления пищи. Их язык, относящийся к кыпчакской группе тюркских языков, сохранил свои архаичные формы.
Жизнь караимов всегда была тесно связана с сельским хозяйством. Караимы известны как прекрасные садоводы и огородники. В караимском колхозе в Литве, просуществовавшем многие годы, выращивались знаменитые тракайские огурцы, распространялась специальная технология консервирования этого сорта. В Крыму караимы собирали урожаи отменных яблок и винограда. Без караимов не могло развиваться крымское табаководство.
В дореволюционной России караимы получили полный объем прав. Среди них были высшие офицеры и сенаторы. В Евпатории размещались караимское Александровское училище и национальная библиотека. Еще в 1731 году в Чуфут-Кале возникла первая в Крыму типография.
В Евпатории и многих других городах Крыма находятся памятники караимской культуры. В Феодосии известен Караимский фонтан. Уникальная крепость Чуфут-Кале — историческое гнездо караимов — с прилегающим к нему кладбищем считается памятником союзного значения. К сожалению, все эти памятники находятся в запустении и неуклонно разрушаются. В здании очень богатой в свое время кенасы (молитвенного дома) в Евпатории сегодня находится областной комитет по радиовещанию.
Подъем общественного движения, охватившего караимский народ после Октябрьской революции, ознаменовался созданием в 1924 году Крымского объединения караимских общин (КрымОКО), при котором работала библиотека, действовали кружки, ставились пьесы из жизни караимов. Созывались съезды и конференции КрымОКО. Но за расцветом караимской культуры наступил длительный период ее угасания: КрымОКО, клуб и караимская школа были закрыты.
31 июля этого года в Советском фонде культуры состоялось учредительное собрание, посвященное образованию культурно-просветительской ассоциации караимов. Главную цель представители караимов Крыма и Литвы видят в том, чтобы как можно шире знакомить караимскую общественность, особенно молодежь, с национальной историей и культурой, безотлагательно решать назревшие проблемы. По мнению многих, встреча для этого народа имела исторический характер, потому что еще не был зарегистрирован факт, когда бы караимы из различных регионов страны собирались на такую представительную встречу.
Вадим Тютюнник, эксперт правления Советского фонда культуры
Цитируется по изд.: Приложение к журналу «Новое время», декабрь 1999 // «Перестройка и национальные проблемы», с. 11.