Ибрагимов М.-Р. Аккинцы-чеченцы

Версия для печатиВерсия для печати

Аккинцы - этническая группа чеченцев, живущих в Дагестане, - совсем не избалованы вниманием прессы, а между тем они находятся в сходном положении с крымскими татарами.

В настоящее время в Дагестане насчитывается всего около 60 тысяч чеченцев. Более половины их расселено в восьми сельских районах. Горожане-чеченцы сосредоточены в основном в городе Хасавюрте, где они составляют около трети населения. Аккинцы-чеченцы говорят на аккинском диалекте чеченского языка. Аккинский диалект, по мнению исследователя И. Арсаханова, занимая промежуточное положение между чеченским и ингушским языками, все же больше тяготеет к чеченскому.

Аккинцы первоначально жили в высокогорной Чечне у истоков реки Гехи. Примерно в конце XVI века в связи с миграционными процессами — движением чеченцев с гор в предгорья и на равнины — часть аккинцев переселилась в предгорье между реками Аксай и Акташ по реке Ямансу и образовала Ауховское общество. Отсюда «ауховцы» — другое известное название аккинцев. После переселения в Аух аккинцы оказались на землях, подвластных дагестанским феодалам. В новых местах поселения соседями аккинцев стали кумыки и аварцы, которые оказали определенное влияние на культуру и быт этой группы чеченцев. С конца XVI века среди чеченцев распространяется ислам, который в первой половине XIX века становится господствующей религией.

В 1813 году Дагестан был присоединен к России. В 1860 году в составе Российской империи были образованы Дагестанская и Терская области. Ауховское общество (аккинцы) и Салатавское общество (аварцы) вошли в состав Кумыкского (позднее Хасавюртовского) округа Терской области. После установления Советской власти в 1921 году были образованы Дагестанская и Горская АССР. Вся территория Хасавюртовского округа (включая Ауховскии участок) была передана Дагестану.

После многочисленных обращений аккинцев с просьбой о создании национального района для чеченцев Дагестана в 1943 году за счет разукрупнения Хасавюртовского района был образован Ауховский район с чеченским населением — всего 15 аулов с населением 15,4 тысячи человек.

23 февраля 1944 года оказался днем траура для чеченского и ингушского народов. В этот день в течение суток все чеченцы и ингуши, проживающие в Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районах, в том числе в Ауховском и хасавюртовском и городе Хасавюрте, были погружены в товарные вагоны и отправлены на восток страны. Репрессированными оказались и аккинцы Дагестана.

Чечено-Ингушская автономная республика, созданная в 1936 году, была упразднена, а ее территория передана граничащим с ней союзным и автономным республикам (Грузии, Осетии, Ставрополью, Дагестану). Чеченцам и ингушам предъявлялись чудовищные обвинения в измене родине, переходе на сторону врага, вступлении в отряды диверсантов, создании вооруженных банд для борьбы против Советской власти *. Все эти злонамеренные обвинения перечеркивали мужество и героизм тысяч чеченцев и ингушей, сражавшихся до последней капли крови с фашистскими захватчиками.

В бывшие аккинские колхозы стали переселять лакцев и аварцев. Эта акция осуществлялась отнюдь не на добровольной основе в марте-апреле 1944 года. Часть переселенцев не пожелала остаться на новом месте и стала возвращаться назад, но их задерживали и отправляли обратно, а некоторые из их старых аулов разрушались, чтобы пресечь поток «возвратников».          

На местах спецпоселений в Казахстане и Киргизии аккинцев расселили небольшими группами в сельской местности. Традиционный уклад жизни был разрушен, климатические условия отличались от привычных. Аккинцы адаптировались с трудом. Приблизительно треть спецпоселенцев погибла. С 1956 года аккинцам было разрешено селиться где они хотят, в том числе и в Дагестане, но не в Ауховском районе. В 1957 году была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, но в документах директивных органов тех и последующих лет ни словом не упоминался Ауховский район. Это обстоятельство наряду с другими до настоящего времени является камнем преткновения в решении вопроса об аккинцах.

Партийные, советские и хозяйственные органы Дагестана провели значительную работу по устройству чеченского населения. В 1958-1960 годах возвратились почти все чеченцы Дагестана, в том числе и аккинцы.

До выселения основным занятием аккинцев было земледелие (кукуруза, пшеница, табак, ячмень, лук), сочетавшееся с содержанием крупного рогатого скота (буйволы, коровы) и овцеводством. Сегодня сельское население аккинцев занимается еще и виноградарством, выращиванием подсолнечника, риса. Городские аккинцы трудятся на заводах и фабриках, в строительстве.

В Дагестане издается газета на чеченском языке. Дети аккинцев в школах изучают чеченский язык в качестве родного. В Конституции республики зафиксировано равноправие всех ее 11 языков, в том числе и чеченского.

Вопрос о праве селиться на территории бывшего Ауховского (ныне Новолакского) района аккинцы подняли сразу же по возвращении из спецпоселения. На этой почве временами происходили конфликты между аккинцами, с одной стороны, и аварцами и лакцами - с другой. Аккинцы просили, а иногда требовали освободить их жилища и подворья, а лакцы и аварцы объясняли им, что оказались на этой земле не по своей воле, и что им просто некуда деться, ведь на прежних местах их обитания от селений не осталось камня на камне.

Аккинцы требуют восстановить Ауховский район и прежние аккинские географические названия; предоставить им равное с другими народами Дагестана право селиться в Новолакском районе; вернуть им дома их предков, которые еще сохранились (в селении Ленинаул, например, около 25 процентов старых жилых зданий построено еще аккинцами до 1944 года); восполнить потери имущества во время выселения; включить в трудовой стаж годы, проведенные в ссылке; не игнорировать историю аккинцев, отразить ее в школьных учебниках, публиковать научные и популярные статьи об аккинцах.

В республике с весны 1989 года работает правительственная комиссия, созданная для решения аккинской проблемы.

Магомед-Расул Ибрагимов, научный сотрудник Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР

Цитируется по изд.: Приложение к журналу «Новое время», декабрь 1999 // «Перестройка и национальные проблемы», с. 7-8.

Примечания ЭТНОЦИКЛОПЕДИИ

* – «чудовищные обвинения в измене родине…» – В подобных случаях требуется точное цитирование. Итак, Закон, принятый ВС РСФСР от 25 июня 1946 года, под названием «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область» гласил: «…многие чеченцы и крымские татары по наущению немецких агентов вступали в организованные немцами добровольческие отряды и вместе с немецкими войсками вели вооруженную борьбу против частей Красной Армии, а также по указке немцев создавали диверсионные банды для борьбы с советской властью в тылу, причем основная масса населения Чечено-Ингушской и Крымской АССР не оказывала противодействия этим предателям Родины».

Таким образом, вряд ли приведенную формулировку из закона можно считать более чудовищной, чем участие с оружием в руках части чеченцев в военных действиях против Красной армии на стороне нацистской Германии.

Этнос: