Крупник И. Крымские татары после выселения

18 мая 1944 года около 200 тысяч крымских татар по обвинению «в сотрудничестве с немецкими оккупантами» были в одну ночь вывезены из Крыма и отправлены на поселение в Среднюю Азию, Приуралье и районы Верхнего Поволжья. Численность крымских татар до сих пор официально не объявлена, поскольку сведения о них не публиковались в материалах переписей населения 1959, 1970 и 1979 годов. По оценкам и данным крымско-татарского национального движения, она составляет сейчас около 450-500 тысяч человек.

Основная часть крымских татар по-прежнему проживает [на 1989 год] в Средней Азии, главным образом в Узбекской ССР (Ташкентская и Ферганская области), достаточно крупные группы в несколько десятков тысяч человек имеются также в Херсонской и Запорожской областях УССР, Краснодарском крае РСФСР. За последние полтора-два года резко возросла численность крымских татар, вернувшихся в Крымскую область: сейчас их насчитывается там 60—70 тысяч человек.

Язык крымских татар относится к тюркской группе алтайской языковой семьи и наиболее близок к языкам кумыков, карачаевцев и балкарцев. На крымско-татарском языке в Средней Азии сейчас издаются газета и литературный журнал, ведутся радиовещание, факультативное школьное преподавание. До 1928 года крымско-татарский язык, как и большинство тюркских языков, пользовался арабским алфавитом, с 1928 года - латинизированным, а с 1938 года - кириллицей.

Крымские татары сформировались как единый народ в результате слияния кочевого тюркоязычного населения, пришедшего в Крым из причерноморских и приазовских степей (половцы в XI-XII веках, татаро-монголы в XIII веке, ногаи в XV-XVII веках), и оседлых жителей горной и южнобережной частей полуострова - потомков более древних обитателей (тавров, киммерийцев, аланов, готов), греческих и армянских колонистов. Особенности истории крымских татар связаны с развитием Крыма в средние века. На протяжении многих столетий это был оживленный центр торговли, связывающий Средиземноморье и Южную Европу с Кавказом, Русью, Поволжьем, Средней и Центральной Азией. В 1443 году образовалось самостоятельное Крымское ханство, охватывавшее степной и горный Крым, причерноморские степи, Таманский полуостров, северо-западную часть Кавказа; с 1475 по 1774 год южным побережьем полуострова владели турки. Все эти разнородные элементы населения Крыма, включая большое число захваченных невольников из южнорусских земель, Украины, Северного Кавказа, Грузии, Молдавии и Польши, смешивались друг с другом. Переходя на тюркский язык и принимая ислам, бывший официальной религией Крымского ханства, они вливались в состав крымских татар.

Консолидация крымских татар в единую народность шла в течение всего средневековья и наиболее интенсивно в XVI-XVIII веках. В 1783 году, когда ханство было завоевано и присоединено к Российской империи, татары составляли подавляющее большинство населения Крыма и выступали как единый народ с богатой культурой и многовековой традицией собственной государственности.

После присоединения Крыма и особенно в первой половине XIX века началась его активная русская и украинская колонизация. К началу XX века татары составляли здесь уже только треть населения, но преобладали в сельской местности. Вскоре после окончания гражданской войны — 18 октября 1921 года была образована Крымская АССР, государственными языками которой были провозглашены русский и крымско-татарский. В 20-30-е годы шло быстрое культурное развитие крымских татар, чему способствовали перевод на национальный язык делопроизводства и школьного образования, рост национальной прессы и художественной литературы, деятельность национальных техникумов, факультетов в высших учебных заведениях, театров, музеев. Конец крымско-татарской автономии положили немецкая оккупация Крыма осенью 1941 года и депортация крымских татар сразу после освобождения полуострова советскими войсками в мае 1944 года.

Более 20 лет назад было официально объявлено: решение о депортации татар в 1944 году необоснованно и несправедливо (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года). Постановление Государственного комитета обороны, принятое 11 мая 1944 года, когда в Севастополе еще продолжалось сопротивление фашистских войск, не могло опираться на какую- либо юридическую процедуру выявления и наказания коллаборационистов из числа жителей Крыма. Однодневная акция по выселению крымских татар (а также крымских армян, болгар, цыган) стала продолжением цепи подобных действий в отношении карачаевцев (2 ноября 1943 года), калмыков (декабрь 1943 года), чеченцев и ингушей (февраль 1944 года), балкарцев (8 марта 1944 года) и других «наказанных» народов. 30 июня 1945 года Крымская АССР была ликвидирована и преобразована в Крымскую область РСФСР (в 1954 году переведена в состав УССР), а в 1944—1948 годах в Крыму переименованы все районы, города и сельские пункты, имевшие татарские названия.

Национальное движение крымских татар появилось в конце 50-х годов после снятия режима спецпоселения. Однако ни «оттепель» 50-х годов, ни официальный Указ о реабилитации 1967 года не решили главной проблемы крымских татар: возможности для них возвратиться в Крым. Напротив, составители Указа, как и Государственная комиссия под председательством А.А. Громыко (1987—1988 годы), настаивали на том, что «татары, ранее проживавшие в Крыму, укоренились на территории Узбекской и других союзных республик» и для их массового возвращения и восстановления национальной автономии «нет оснований».

Все эти десятилетия крымско-татарское движение продолжало борьбу за возвращение, используя различные формы массовых обращений, делегаций и петиций в государственные органы, пикетирование, демонстрации. Главные требования: полная моральная и политическая реабилитация крымских татар и отмена административных ограничений на их переезд в Крым. С1987 года ведущим лозунгом стало «возвращение к статусу 1921 года», то есть восстановление Крымской АССР. В 60- 80-е годы многие деятели национального движения подверглись репрессиям, а ненасильственные акции крымских татар жестоко пресекались.

Положение начало улучшаться с 1988 года, когда постепенно стали смягчаться многие прежние ограничения, как и сама позиция крымских властей. Сейчас переезд татар в Крым осуществляется стихийно, на индивидуальном уровне, путем частной покупки домов. Отсутствует какая-либо централизованная программа возвращения, государственной помощи переселенцам. С осени 1988 года в некоторых школах Крыма начато факультативное преподавание татарского языка, с лета 1989 года выходит татарское приложение к областной газете «Крымская правда». Активно обсуждаются различные проекты восстановления национальной автономии для татар в Крыму; их проблемой занимается специальная комиссия Верховного Совета СССР; четкая позиция правительства по этому вопросу пока не высказана.

Игорь Крупник,
научный сотрудник Института этнографии АН СССР

Цитируется по изд.: Приложение к журналу «Новое время», декабрь 1999 // «Перестройка и национальные проблемы», с. 12-13.