Аланская проблема в целом представляет большой интерес и имеет выдающееся значение. Аланы занимают видное место в раннесредневековой истории Северного Причерноморья. Но особенно крупную роль они сыграли в исторических судьбах народов Северного Кавказа. Можно без преувеличения сказать, что почти все современные народы Северного Кавказа в той или иной степени испытали на себе влияние аланской культуры, а осетины по своему происхождению непосредственно связаны с аланами.
С тех пор, как в начале прошлого столетия Ю. Клапротом было выдвинуто положение об идентичности алан и осетин, теория о тождестве осетин с аланами получила разностороннее подтверждение и в настоящее время пользуется общим признанием у исследователей. Перекрёстное сопоставление данных из грузинских, армянских, русских источников с достаточной убедительностью продемонстрировало, что под названием осов (осетин), асов, ясов, языгов, алан скрывался один и тот же народ. Исторические доказательства идентичности алан и осетин собраны вместе В. Миллером, Ю. Кулаковским и В.И. Абаевым.
Если тождество осетин с аланами в настоящее время почти не ставится под сомнение, то вопрос о происхождении и времени появления алан в Северном Причерноморье и на Кавказе решается по-разному.
Ряд авторов, опираясь на факт появления племенного названия «алан» в письменных источниках по Северному Причерноморью лишь в I веке н. э. и на сообщения древних авторов (Дион Кассий, Аммиан Марцеллин) о массагетском происхождении алан, время их появления в Причерноморье и на Кавказе относят к рубежу н. э.
Однако большинство исследователей аланской проблемы - лингвисты, историки и археологи - совершенно правомерно связывают алан со скифо-сарматскими племенами Северного Причерноморья, и время появления их здесь датируют приблизительно VII в. до н. э. В то же время связь алан с сако-массагетскими (скифскими) племенами Средней Азии, где происходило формирование восточно-иранских языков, не ставится под сомнение.
Противоположная точка зрения по данному вопросу высказана Е.И. Крупновым, который считает, что «в действительности осетины не являются ни непосредственными потомками скифов и сарматов, ни единственными наследниками и прямыми продолжателями их материальной культуры». В то же время Крупное совершенно закономерно связывает генетически «осов» и вообще современных осетин с аланами, которые уже в первых веках нашей эры были «местным северокавказским населением, занимавшим территорию почти от Дагестана до Прикубанья».
Между тем ни исторические, ни лингвистические, ни археологические данные не дают нам никаких оснований для противопоставления алан скифам и сарматам, так как преемственная связь между ними очевидна.
Вопрос о происхождении алан следует решать в тесной связи с историей скифо-сарматских племён Северного Причерноморья и сако-массагетских (скифских) племён Средней Азии.
Сообщения целого ряда древних авторов (Иосиф Флавий, Лукиан Самосатский, Клавдий Птолемей, Аммиан Марцеллин, Евнаний и др.) свидетельствуют о скифском происхождении алан. Об этом же говорит и близость осетинского языка к скифскому.
С IV-III веков до н. э. скифов начинают сменять сарматы (савроматы), что было связано с сильными политическими потрясениями. Смена скифов сарматами в степных пространствах Северного Причерноморья в значительной степени была изменением номенклатуры, а не следствием вытеснения одной народности другой, ибо генетическая связь между скифами и сарматами не подлежит никакому сомнению. Об этом, в частности, говорят Геродот, Гиппократ, Курций Руф, Страбон и др.
Сарматы двигаются рядом сильных племенных объединений, выступающих под названиями языгов, роксоланов, сираков, аорсов и алан, которые были этнически родственными племенами одного и того же происхождения, выступавшими под разными названиями лишь в силу условий родоплеменного строя и военной демократии. Со временем, с эпохи Римской империи, аланы начинают покрывать своим именем остальные ираноязычные сарматские племена, что было связано с переходом власти в руки алан в рамках сарматского племенного союза.
Наиболее полные данные по истории древних алан содержатся у Аммиана Марцеллина. Эти сведения говорят о том, что аланы находились как в Европе, так и в Азии; они делились на племена и выступали как под обще-родовым именем алан, так и под другими названиями, что является вполне закономерным явлением в условиях племенного строя. Данные Аммиана Марцеллина противоречат утверждению тех исследователей, которые считают, что Аммиан употреблял этноним «аланы» как собирательное, географическое название.
Сообщения греческих и латинских авторов о массагетском происхождении алан подтверждаются данными древнеармянских источников, идентифицирующих алан и массагетов (маскутов).
Связь алан с сако-массагетскими (скифскими) племенами хорошо прослеживается и на примере так называемого тохарского завоевания Бактрии во II веке до н. э., когда аланы-асии вместе с родственными племенами тохаров, пасианов и сакарауков, входившими в массагетский племенной союз, разгромили эллинистическое Греко-Бактрийское царство.
Примечания
Печ. по: Гаглоев Ю.С. К вопросу о происхождении алан // План работы и тезисы докладов научной сессии Юго-Осетинского научно-исследовательского института 29 декабря 1960 г. - Сталинир, 1960. - С. 5-8.
Цитируется по изд.: Гаглойти Ю.С. Нарты и аланы. Цхинвал, 2017, с. 8-9.