Гаглойти Ю.С. Сарматские племена Северного Причерноморья

Версия для печатиВерсия для печати

IV-III века до н. э. в степных пространствах Северного Причерноморья характеризуются сильными политическими потрясениями. Господство скифов на территории Южной России начинает переходить к сарматам (савроматам); этот процесс происходил постепенно. Ряд древних авторов, в частности, Геродот, Гиппократ, Диодор Сицилийский, Страбон, Курций Руф, Плиний сообщают об этнической близости сарматов и скифов и их иранском происхождении. Теперь уже не приходится сомневаться в принадлежности сарматов к скифскому этносу. Поэтому смена скифов сарматами на территории Юга России и Северного Кавказа в значительной степени была изменением этнонимики, а не следствием вытеснения одной народности другой.

Хотя продвижение сарматов на запад сопровождалось ожесточённой борьбой со скифами, оно вовсе не означало полное вытеснение скифского населения. Лишь часть его отступила на запад в Добруджу и в Крым; многие же скифские племена остались на месте, и, по всей вероятности, смешались с сарматами. Это не представляло особой трудности, тем более, что обе народности были близки по языку.

На исторической арене сарматы появляются в виде сильных племенных объединений, выступающих под названием язигов, роксоланов, сираков, аорсов, алан. Это были этнически родственные племена, выступающие под различными названиями в силу условий родоплеменного строя и военной демократии. Процесс внутренних перегруппировок в рамках сарматского объединения около рубежа н. э. приводит к возвышению алан. С эпохи Римской империи аланы покрывают своим именем остальные ираноязыч-ные сарматские племена. Это обстоятельство было связано с переходом власти в сарматском племенном союзе в руки алан.

Наиболее полные данные по истории древних алан содержатся у латинского историка Аммиана Марцеллина (IV век). Эти сведения говорят о том, что аланы находились не только на Северном Кавказе и в Причерноморье, но и в Средней Азии. Они делились на племена и выступали как под обще-родовым именем алан, так и под другими названиями, что вполне закономерно в условиях племенной раздробленности.

Данные Аммиана Марцеллина подтверждают генетическую связь алан со скифами. В то же время они в корне противоречат утверждению тех исследователей, которые считают, что Марцеллин употреблял этноним «аланы» как собирательное, географическое название.

Примечания

Печ. по: Гаглоев Ю. С. Сарматские племена Северного Причерноморья // План работы и тезисы докладов Первой научной сессии Юго-Осетинского Областного Государственного музея, посвящённой 40-летию установления Советской власти в Грузии. - Сталинир, 1961. - С. 23-24.

Цитируется по изд.: Гаглойти Ю.С. Нарты и аланы. Цхинвал, 2017, с. 8-9.

Этнос: