Сарматы

Сарматы - народность индоевропейской языковой семьи, обитавшая во времена Геродота в причерноморских степях. Среди сарматов было много племен: аланы, роксоланы, аорсы, языги. Современными продолжателями языковой традиции сарматов являются осетины. Название "сарматы" возникло из греческого "савроматы", что означает "ящероглазые".Впоследствии приняло такой же неопределенный характер, какой имел ранее термин "скифы" в широком употреблении.

Потомки амазонок

«Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги. Племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наравне с мужчинами»— так описывает сарматов римский географ Помпоний Мела (I век н. э.).

В VIII—IV веках до н. э. предки сарматов, известные у древних авторов под именем савроматов, жили на территории между Доном и Ура[1]лом. Эти племена были очень близки по культуре к скифам и говорили, как пишет Геродот, «на скифском языке, но издревле искаженном»...

Вернадский В.Г. Сарматы в Южной Руси

Миграция сарматов в Южную Русь не было событием такой катаклизматической силы, какими впоследствии оказались вторжения гуннов, аваров и монголов. Давление сарматов было постепенным и также постепенно скифы сдавали территорию пришельцам. Уже в третьем веке до н. э. центр Скифской империи сместился из региона Азовского моря к Днепру. Около 179 года до н. э. сарматы, как повествовал Полибий, начали свои набеги на скифские владения в Северной Таврии. Около середины второго века до н. э. произошел надлом Скифской империи. Часть скифов присоединилась к пришельцам и признала их власть. Другая двинулась на запад, пересекла нижний Дунай к оккупировала Добруджу, где продержалась относительно длительный период. Эта территория стала известна как «Малая Скифия» среди греческих и римских авторов.

Вытеснение скифов сарматами сперва болезненно затронуло жизнь людей и экономические отношения в черноморском регионе. Однако когда период борьбы закончился, сарматам удалось обеспечить мир и стабильность, восстановить торговые контакты между степными народами и греческими городами побережья. Будучи кочевым народом, подобным скифам, сарматы экономически зависели от соседних народов в поставках сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий...

Ковалевская В.Б. Сарматы

Начиная с III века до н. э., в пределах той же кобанской культуры, для горных и предгорных районов Кавказа можно говорить о сарматской эпохе – по имени того народа, который в то время начинает играть доминирующую роль в степях Предкавказья и на протяжении последующих столетий все сильнее взаимодействует с кавказскими горцами.

Усилия многих исследователей, рассматривающих эту проблему под разными углами зрения, еще далеки от завершения, и сегодня мы можем лишь констатировать, что решение этих вопросов оказалось гораздо более сложным, чем казалось исследователям XIX века, в том числе и таким крупным, как В.Ф. Миллер и Ю.А. Кулаковский. Увеличение объема материалов, расширение того исторического фона, на котором рассматривается сарматская проблема: от Средней Азии до Испании и Африки - не разрешили недоуменных вопросов, основная трудность которых заключается в необходимости выработки процедуры объяснения фактов, удовлетворяющей самым строгим требованиям научного анализа и синтеза...

Татищев В.Н. Различия скифов и сарматов

Различия скифов, сарматов и славян. Амазонов язык особый. Выше показано, что древние писатели все странные народы скифы именовали, и более того, в то название три совсем разные, как славяне, сарматы и самые настоящие скифы, или татары и турки, заключались. Однако ж иногда довольно разделяли, как Геродот, о сарматах говоря, рассказывает, что они от скифов отличающийся язык имели, об амазонах, кн. 4, гл. 21, говорит, что они языком сарматским по соседству говорили, а скифский с трудом изучали; из чего видно, что ни амазоны сарматы, ни сии со скифами одного языка не были, а так как, кроме славянского, языка третьего не было, то амазоны конечно славяне были, гл. 4, н. 5, гл. 34, р. 4. Описывая же народы скифские, Геродот о многих говорит, что они не скифы, как в главе 15 четвертой книги, о неурах, антропофагах и будинах рассказывая, от скифов отличает...

Артемов Н.Е. Сарматы, готы и гунны.

В III—II веках до н. э. скифов в Черноморских степях сменил другой племенной союз — сарматы. Основная причина передвижения кочевников указана Марксом: «Давление избытка населения на производительные силы заставляло варваров с плоскогорий Азии вторгаться в древние культурные государства» *. Сарматы, еще в V веке до н. э. кочевавшие на востоке за Волгой, постепенно стали продвигаться на запад. К началу нашей эры сарматы заняли уже все пространство от Дона до Дуная. Скифы были уничтожены или слились с сарматами и платили им дань. Северное Причерноморье, называвшееся ранее Скифией, в начале нашей эры стало именоваться Сарматией.

По свидетельству античного писателя Страбона среди сарматских племен наиболее многочисленными были языги (к западу от Днепра, а затем между Дунаем и Тиссой), роксоланы (между Доном и Днепром) и аланы, кочевавшие на Северном Кавказе...

Сарматы (АС, 1990)

САРМАТЫ, кочевые ираноязычные племена, первоначально занимавшие степи от Дона до Приуралья. В 6–4 веках до н. э. античные авторы сообщают о савроматах, граничивших со скифами по Дону, но уже в 5 веке до н. э. частично перешедших на правый его берег. Культура савроматов была близка к скифской культуре. Этноним «сарматы» употребляется в античной традиции с 3 века до н. э. и со временем вытесняет прежний. Появление его сопровождается возникновением новой сарматской культуры и началом интенсивного движения в 3–2 веках до н. э. сарматских племен на Северный Кавказ (сираки, аорсы) и в Северное Причерноморье (языги, роксоланы). По словам Диодора, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню». Роксоланы уже в 1 веке н. э. достигают границ Мезии и приходят в соприкосновение с Римом...

Гаглойти Ю.С. Сарматские племена Северного Причерноморья

IV-III века до н. э. в степных пространствах Северного Причерноморья характеризуются сильными политическими потрясениями. Господство скифов на территории Южной России начинает переходить к сарматам (савроматам); этот процесс происходил постепенно. Ряд древних авторов, в частности, Геродот, Гиппократ, Диодор Сицилийский, Страбон, Курций Руф, Плиний сообщают об этнической близости сарматов и скифов и их иранском происхождении. Теперь уже не приходится сомневаться в принадлежности сарматов к скифскому этносу. Поэтому смена скифов сарматами на территории Юга России и Северного Кавказа в значительной степени была изменением этнонимики, а не следствием вытеснения одной народности другой...

Сарматы в первой половине I тысячелетия н. э.

В южнорусских степях, на Дону, в Нижнем Поволжье и на Кубани главную роль в I—II веках играли кочевые племена сарматов. Распространившись на этой территории, они оттеснили скифов, которые сохранили своё господствующее положение только в Крыму. От Меотиды (Азовского моря) до Поднепровья жили роксоланы, которые, по мнению некоторых исследователей, представляли союз кочевых сарматов и земледельческих племён Поднепровья — росов, или рокосов. Археологи высказывали также предположение, что известные особенности культуры полей погребений на левом берегу Днепра объясняются проникновением туда сарматов. В середине I в. сарматское племя язигов и часть роксоланов дошли до Дуная; часть сарматских племён вышла в непосредственное соседство с Северным Причерноморьем...

Скифы и сарматы (ВИ, 1956)

Основную часть населения Северного Причерноморья в III веке до н. э. составляли по-прежнему скифы. Скифы и геты упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331— 330 гг. наместник Александра Македонского во Фракии Зопирион, направившийся с 30 тыс. войска в скифские степи, дойдя до Ольвии, погиб в сражении со скифами. Попытку Зопириона повторил Лисимах, мечтавший о подчинении своей власти всего понтийского побережья. В 292 г. до н. э. он перешёл Дунай и двинулся против гетов, но попал в окружение и вынужден был отказаться от своих завоевательных замыслов. Северное Причерноморье осталось за пределами держав наследников Александра, население его сохранило свою независимость.

Гораздо более серьёзная опасность угрожала скифам с востока. На юго-восточных границах скифских степей, по южному берегу Меотиды (Азовского моря) и на Северном Кавказе, как уже говорилось выше, жили племена синдов, меотов и савроматов, или сарматов...

Сарматы (савроматы) и меоты

Территория, населённая скифами, согласно Геродоту, простиралась на востоке только до Дона. За Доном, в нижневолжских и приуральских степях, жили уже не скифы, а родственные им, близкие по культуре и языку кочевые скотоводческие племена савроматов, или сарматов, как их стали называть позже. Соседями савроматов с юга были племена, называемые собирательным именем меотов. Они населяли территорию вдоль восточного берега Азовского моря, а также Таманский полуостров и часть Прикубанья.

Все античные писатели в своих рассказах о савроматах единодушно отмечают необычное положение у них женщин. Геродот приводит древнее сказание о происхождении савроматов от мифических амазонок, вступивших в браки со скифскими юношами. Этим он объясняет обычаи савроматских женщин ездить верхом, носить мужскую одежду, участвовать в войнах и т. п. Уже упоминавшийся автор приписываемого Гиппократу медицинского трактата пишет, что савроматки «...остаются в девушках, пока не убьют троих врагов», а греческий историк IV в. до н. э...

Страницы

Подписка на RSS - Сарматы