Лугуев С. А., Ризаханова М. Ш. Гунзибцы.

Гунзибцы, гьунзалъ (самоназвание), хунзалис, энзеби, унзо, народ в России (1,35 тыс. человек). Живут также в Грузии (0,35 тыс. человек). Общая численность — 1,7 тыс. человек. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гунзибском языке. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Распространены также русский, аварский, бежтинский, гинухский, цезский и грузинский языки. Верующие — мусульмане-сунниты.

До XV века гунзибцы входили в состав военно-политического союза Дидо. С 4-V веков осуществлялась христианизация жителей Западного Дагестана грузинскими миссионерами, в XV—XVIII веках гунзибцы были исламизированы. X—XV века — период борьбы с грузинскими царями за независимость. С XV века вместе с бежтинцами и анцухцами в Анцухо-Капучинском союзе сельских обществ конфедерации Антль-Ратль; с XVIII века с его распадом объединялись с бежтинцами.

После присоединения (1813) Дагестана к России с 1840-х годов приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля (1834—1859). В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. В 1944 гунзибцы были переселены в Новолакский район, в 1957 вернулись на свою территорию. Часть гунзибцев переселилась на равнину, в Кизилъюртовский район.

Основные традиционные занятия — отгонное скотоводство (главным образом овцеводство) и террасное пашенное земледелие. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, овёс, просо; со второй половины XIX века — картофель, кукурузу. В небольших количествах сажали бобы, горох, фасоль, тыкву, табак. С XIX века, особенно со второй его половины, сельскохозяйственное производство приобретает товарный характер. домашние промыслы: обработка шерсти (выделка сукон, войлока, вязаной обуви, паласов, перемётных сум и др.), металла (главным образом кузнечное ремесло), дерева (плотницкое дело), камня.

В наши дни у гунзибцев на этнической территории превалирует скотоводство (главным образом отгонное овцеводство), на втором месте — полеводство; на равнине основное занятие — земледелие (полеводство, овощеводство, садоводство), животноводство (крупный рогатый скот, овцы) имеет второстепенное значение. Среди мужчин распространено отходничество, главным образом в районы Северного Кавказа, Южной России, где они работают в строительных бригадах, в сфере сельскохозяйственного производства.

Гунзибцы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и землепашцев. Сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. В общине могло быть от двух-трёх до семи-восьми тухумов. Главы тухумов обычно являлись старейшинами. Тухумная поддержка и солидарность не утеряли своего значения и в наши дни. Семья малая, однако сохраняются пережитки семейно-общинных организаций, рудименты мужских союзов — традиционные многодневные мужские увеселительные собрания в зимний период.

Селения гунзибцев ступенчато-кучевые. Строились многоэтажные боевые башни. Наружные стены построек глухие, с бойницами, примыкали одна к другой. В центре селения, как правило, у мечети, расположен годекан — место вечернего сбора мужчин.

Дома каменные, прямоугольные в плане, двухэтажные, с хлевом и другими хозяйственными помещениями на первом и жильём на втором этаже. Открытая лоджия ныне заменена крытой галереей. У жилищ, образующих сплошную ступенчатую застройку, крыши плоские, земляные, у отдельно стоящих — как правило, двускатные, крытые колотыми сосновыми дощечками.

Традиционный мужской костюм: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, овчинные шубы, папахи; обувь вязаная, кожаная, войлочная. Основные элементы женского костюма: платье-рубаха, подпоясанное матерчатым поясом, штаны, чепец с накосником (чухту), платки, шали; те же виды обуви. Серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, височные подвески и др.

Пища мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепёшки, хлеб, тесто-толокно, хинкал, каши, пироги, курзе, мучные и мясные похлёбки.

Устное народное творчество гунзибцев двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки и др. на аварском и гунзибском языках. В быту сохранились пережитки традиционных представлений: вера в злых духов, чертей, джиннов, ведьм, домовых и т. д., в колдовство, магию и т. д.

С. А. Лугуев, М. Ш. Ризаханова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 151.

Этнос: