Кулумбегов Р. Аланы-мамлюки. Рабы и господа

Версия для печатиВерсия для печати

Присутствие алан как части древнего мира заметно практически во всех местах, где происходили сколь-нибудь важные исторические процессы - будь то Римская империя, войны в Византии и Иране, Северный Кавказ и Закавказье - везде, где кипела жизнь и происходили политические и социальные свершения. И везде этот народ выступает как активная сила. Однако было место и время, где аланы представлены в двоякой ипостаси, а именно господ и рабов. Это невозможное с первого взгляда противоречие стало возможным в средние века в Египте. И явление это носило название - мамлюки.

Это была военная каста в средневековом Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского (кипчаки) и кавказского (черкесы, аланы, абхазы, грузины) происхождения. Мамлюки набирались из семей немусульманского происхождения для защиты халифа от внутренних проблем, так как закон запрещал мусульманам убивать мусульман. Юноши обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Причерноморье и Крым были тем место, откуда забирались юноши для пополнения армии мамлюков. А так как аланы жили и в Крыму, то среди невольников оказывались и аланские мальчики. Само название мамлюк означает «раб, собственность», при этом всегда учитывалась особенность, которая состояла в том, что мамлюком мог быть только белый раб.

После того как юные невольники попадали в Египет, начиналось их приобщение к военному делу. Как и современные ученики, учащиеся мамлюкских школ имели дневники, где наставники отмечали успехи и неудачи своих воспитанников. По окончании школы от записей в дневнике зависела дальнейшая судьба раба: если он учился хорошо, был прилежным и успешно прошел выпускные испытания, то получал право стать вольноотпущенным, отрастить бороду, завести семью, купить землю. Если же будущий мамлюк учился плохо, то он так и оставался рабом. В школе мамлюки изучали арабский и турецкий языки, воинское искусство, кавалерийское мастерство. Особое внимание уделялось стрельбе из лука, которую мамлюки уважали наравне с искусством владения саблей. А вот пришедшие на вооружение армий огнестрельное оружие мамлюки презирали, считая его недостойным настоящих воинов, не позволяющим победить исключительно за счет силы и ловкости.

Школа и дом купившего раба старшего мамлюка замещали мальчикам родные семьи. Поэтому семейные узы заменялись приверженностью мамлюкской корпорации, верностью принципам мамлюков и главе дома, где будущий мамлюк жил и воспитывался. Взрослея, молодой мамлюк был обязан сам покупать рабов и расширять численность мамлюкской корпорации. Так появлялись мамлюкские кланы и семьи, концентрирующиеся вокруг старшего мамлюка, которые назывались «домами». В центре дома группировались кровные родственники, собственные мамлюки и вольноотпущенные, всем, в том числе жизнью и свободой, обязанные главе дома. Все строилось на личной преданности и верности принципам. Этнический фактор также имел значение, но только в пределах одного дома, хотя в последствии мамлюки распались на две большие группы, которые поочередно захватывали власть в Египте. Сначала это были мамлюки-бахри выходцы из тюркских племен и Ближнего Востока, позже мамлюки-бурджи, выходцы с Кавказа и Причерноморья.

Этническая обособленность проявлялась не только в подчеркивании национальной идентичности, элементах одежды (например, женщины мамлюков-кавказцев ходили без чадры) и вооружения, но и в приверженности определенному рациону питания.

Выглядит странным что мамлюки, оторванные от родины еще в юности, могли сохранить приверженность национальным традициям. Несомненно и то, что в специализированных школах военные педагоги старались выбить из них все национальные отличия. Объяснения, скорее всего, кроется в том, что после того как мамлюки захватили верховную власть в Египте они стали отходить от традиций нивелирования национальных особенностей касты.

Еще одним объяснением может служить и то, что весь период своего властвования мамлюки получали «свежую кровь» со своей Родины, и это были необязательно рабы. Так известен факт, когда один из знатных мамлюков-черкесов принял у себя более сотни родственников, переехавших в Египет из причерноморской Черкессии. Надо отметить, что и аланы не теряли связи со своей родины. В 1261 году первый мамлюкский правитель Египта Бейбарс послал через аланского купца монгольскому хану Берке послание о мире. Понятно, что подобными каналами связи могли пользоваться и сами аланы-мамлюки.

Родственные друг другу аланы и асы составляли третью по численности национальную группу мамлюкской общины. Они являлись, прежде всего, всадниками, представляли собой расу господ, которая презирала мирный труд пахаря и уделом их была конная война. Для обозначения их национальной принадлежности, египетские авторы употребляли следующие термины: Алан, ал-Лан, Ас, ал-Аз, ал-Лас.

Причины краха Алании точно не выяснены и по сей день, и вряд ли они сводятся только лишь к экспансии монголов. Как бы там ни было, к XIV Алания сходит с исторической арены, а ее всадники рассеиваются по свету: часть их мигрирует в Венгрию, другие оказываются в Китае, третьи уходят на Ближний Восток... Они поступают на службу к египетскому султану ас-Салиху (1240-1249). Отметим, что это была вторая волна аланских и аских воинов в Египте. И это были уже кавказские аланы, которые приходят в Египет после военных поражений от монголов и Тимура. Первыми же были аланские мальчики, захваченные в рабство в Крыму. Именно из их среды и был первый аский эмир Египта Амра ибн ал-Аса, который и завоевал эту страну для халифа Омара ибн ал-Хаттаба в 639- 640 гг. Его полководческая деятельность ознаменована завоеванием значительных территорий в Сирии и Палестине.

Ранние исламские завоевания были осуществлены при значительном участии мамлюков и наемников, поэтому фигура асского полководца на службе у халифов не вызывает удивления. Пост наместника Египта ал-Ас, с некоторыми перерывами, сохранял до самой своей смерти в 872 году.

В течение всего периода существования мамлюков в статусе простых воинов до захвата верховной власти в стране постепенно сформировалась и прослойка мамлюков-алан. Современниками мамлюкского султана Баркука были мамлюкские эмиры-военачальники из асов(алан) - Ала ад-Дин Акбука Ас, Наср ад-Дин Мухаммад, Инал ас-Сослани... Асы-аланы фигурируют на протяжении всей истории мамлюков в Египте. В этом перечне имен особый интерес вызывает имя Сослани (Сослан). Практически в это же время в Грузии соправителем царицы Тамары был аланский царевич Сослан-Давид.

В последующем периоде господства мамлюков в Египте отличились аские мамлюки - эмир Йешбек, занимавший пост атабека (главнокомандующего) войсками мамлюков, эмиры братья Аразмак-Нашиф и Инал, а также Алан Вали ад-Дин, Алан-Караджа.

Необходимо отметить важную особенность прослойки мамлюков в Египте. Они не только входили в касту правителей, но и стремились не смешиваться с местным подвластным арабским населением. Некоторые представители знати даже не владели арабским языком, пользуясь услугами переводчиков. Внутри своих общин мамлюки разговаривали на языке своей родины, придерживались традиций своих предков. Неудивительно и то, что аланы-мамлюки сохраняли и имена Сослан, Алан, Аразмак (Уы- рызмаг) и др. Вообще Аразмак - совершенно типичное в осетинской традиции имя Урызмаг, с тем лишь отличием, что в арабской транскрипции оно закономерно трансформировалось в Аразмак...

Интересен эпизод, когда один из аланских мамлюков приютил у себя послов турок-османов. В течение несколько дней черкесские мамлюки, недовольные ходом переговоров с представителями своих политических противников пытались захватить их и предать смерти. Однако мамлюкский эмир Аллан-бей, придерживаясь непререкаемых законов гостеприимства, с угрозой жизни своей семьи силой оружия воспрепятствовал захвату своих гостей.

Закат империи мамлюком наступил после вторжения в Египет турок-османов. В 1517 году произошло последнее сражение между сторонами, в котором мамлюки потерпели поражение. В этом сражении был тяжело ранен один из последних верных сподвижников последнего мамлюкского правителя Туманбая аский мамлюк-эмир Алан-Караджа, и попал в плен личный телохранитель султана ас Куртбай, которому турецкий султан Селим за личный героизм объявил пощаду. Однако после того Куртбай отказался встать перед ним на колени, обозленный его гордостью, он приказал казнить его.

Несмотря на то, что каста мамлюков не была полностью уничтожена, их влияние в общественной и политической жизни уменьшилось. Страна находилась во власти турок, местное население не могло простить высокомерие мамлюков. Постепенно в среде этого сословия стало меньше представителей кавказских народов. Их заменяли представители других стран, жители черного континента. Закончилась и эпоха алан-мамлюков. Касты рабов и господ.

Цитируется по изд.: Кулумбегов Р. Публицистика. – Цхинвал, 2012, с. 149-153.