Шамба Т.М, Непрошин А.Ю. Кто такие «грузины»?

Как следует из схемы этнической преемственности народов Закавказья, термин «грузины» не имеет никакой преемственности с народами этого региона. Начиная с XIII века в персидских и арабских публикациях, посвященных этому региону, появляется термин «гюрджи»[1], который историки XVIII и более поздних веков трансформируют в «гурзаны», а страна, где они обитают, называется «Джурзан» или «Гурзан». Сама же страна гюрджей расположена географически в областях Тао-Кларджети и вдоль южного Причерноморья, главный город ее – Артанудж, ныне турецкий город.

Иакут отмечает, что грузины - пришельцы в нынешней Грузии, их там не было до взятия Тифлиса Давидом III (1228 г.), и спустя столетие они были там малочисленны. Даже в 1832 г., как указывает Сенковский, численный состав населения по всей Грузии был следующим: грузин 101 000 душ, армян 56 000, татар (азербайджанцев) 41 200, осетин 15 400, пшавов 2040, тушей 2400, хевсуров 1510, греков 1810, немцев 1040, евреев 500. Всего 224 300 человек, т.е. и после заявленных 17 столетий пребывания в этом краю, грузины не составляли большинства населения, особенно если учесть, что грузинами названы все этносы, обитающие на этой территории, которые сами себя в ту пору, да и в настоящее время, грузинами не считали. Если принять условие, что на ту пору русские называли «грузинами» только картвелов и кахетинцев, то их доля в составе населения будет ничтожной.

Терминами «Грузия» и «грузины» сами жители Закавказья до ХХ века не пользовались, поскольку каждый из них имел свою принадлежность к конкретному племени и народности, а это имело более существенное значение. Но для российских чиновников и военных применение, использование данного термина было удобным, поскольку не нужно было разбираться в том множестве народностей, заселяющих Закавказье, проще было называть их одним словом, которое не определяло ничего. В результате «грузинами» оказались такие народы, как месхи, сваны, гурийцы и имеретинцы. Показательно, что абхазы современных грузин называют гурджами.

Аргументация современных грузинских историков и политиков, пытающихся доказать уникальность современной нации «грузин», рассчитана на невежд, тех обывателей России, Америки и Европы, для которых мир представлен таким образом, что в Африке живут одни негры, а на Кавказе - одни грузины.

В современной грузинской трактовке истории используется топоним «Сакартвело», предполагается, что это синоним понятия «Грузия». В соответствии же со значением этого топонима - это страна картлов. Следовательно, он может распространяться только на Картли и в лучшем случае - на Картлийско-Кахетинское царство. С XII в. это название охватывало уже несколько княжеств на территории Центрального Закавказья, но не прижилось. Свидетельство этому - наличие в период вхождения в состав России отдельных царств и княжеств Закавказья в виде независимых образований. До тех пор, пока Грузия не претендовала на все пространство Закавказья, использование этого термина не имело существенного значения. В частности, Абхазия, которую древние историки также относили к Гурджистану, до VIII в. была самостоятельным государством. Затем, до XI в., это было огромное Абхазское царство, а никак не «Грузия». Позже, до XIV в. это было Царство Абхазо-Имеретинское или наоборот, затем, с его распадом, существовали иные самостоятельные царства и княжества, никоим образом не носившие названия «Грузия».

Здесь уместно остановиться на рассмотрении вопроса об Иверии, поскольку, в один из периодов XI века в Закавказье произошло усиление Армении и возникло царство Армяно-иверское. В свое время Сенковский задал вопрос: «где была Иберия, кто были иберы и какое право имеют грузины присваивать себе это наименование?» Он сам же и дает ответ:

 «Внимательное чтение текстов Страбона, Плиния, Дионисия, Птоломея, Плутарха, Тацита и позднейших писателей-классиков древности говорит, что Иберией собственно была нынешняя Имеретия, Радча, Осетия… и что иберов, как таковых никогда не существовало… Иберы – это народы ныне называемые горцами, и они не могли составлять народа».

Резюмируя представленные сведения из летописных источников, можно сделать следующие вывод:

1) Летописные материалы, начиная с VI в. сообщают о стране Джурзан, Гурзан, Гюрзан,  или Курдж.

2) В ранних работах расположение страны гюрджей отнесено к северной части территории Армении. Еще выше к северу находится страна абхазов.

3) Отмечается, что оба эти государства платят дань правителю Тифлиса для халифов. Следовательно, к середине Х в. территория, прилегающая к Тифлису, не являлась землей гюрджей.

4) В работах VIII в. земли гюрджей территориально относят к южным предгорьям Кавказского хребта в страну «абхазов», которая граничит с аланами (последнее и соответствует действительности).

5) Летописи подтверждают, что именно абхазский народ - гюрджи - спустился с гор к окрестностям Тифлиса в 1122 г., изгнал оттуда мусульман и стал там править. Этот факт подтверждается средневековой историей.

6)Средневековая история Закавказья подтверждает существование в ту пору в исследуемом регионе Абхазского царства, в которое входили: феодальные княжества Абхазия, Кахети, Эрети, Тао-Кларджети. Упоминания о существовании на конец XI в. государства, царства, княжества, области, племени или рода с названием «Грузия» не имеется.

7) Анализируя процесс возникновения терминов «Грузия» и «грузины», убеждаемся, что большей частью они являются результатом неверного, а чаще и тенденциозного перевода арабских, греческих, византийских и иных публикаций более поздними переводчиками в ХIХ-ХХ вв. Это привело к тому, что в процессе формирования истории переводчики оказались более важными персонами, чем сами историки.

Примечания

[1] Слово «гурдж» отсутствует как в классическом (на котором написан Коран), так и в современном арабском языке (см. Арабско-русский словарь. М. 2000). Если оно и имеет арабские корни, то, возможно, идет от одного из диалектов. М. Фасмер полагает, что «Грузия является русским новообразованием» (См. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т., М., 1986 г., Т. 1, С. 464)

Цитируется по изданию. Т.М. Шамба, А.Ю. Непрошин. Абхазия. Правовые основы государства и суверенитета. М., 2004.

Этнос: