Кондратьев И. Обские угры: архаические представления

В традиционной культуре угорских народов ханты и манси, населяющих Западную Сибирь, сохранилось больше элементов архаики, чем в культурах остальных, живущих западнее Урала финно-угорских народов. 104 Их представления о древности могут оказаться более цельным по сравнению с мифами других народов.

По верованиям ханты и манси, душа мёртвого, покинув тело, летит в образе птицы «по пути мёртвых или птиц». Загробный мир соотносится ими с чёрным озером, страной змей, лягушек и рыб – с холодным краем. 105 Озеро Самро выделяется среди соседних водоёмов, в том числе, и тёмным цветом воды. Страна лягушек – указание на нахождение в болоте. Упоминание рыбы, возможно, указывает на то, что озеро достаточно большое, чтобы быть рыбным. Холодный край – речь, видимо, идёт о Севере.

Представление обских угров о проникновении души в страну мёртвых сохранилось в мансийском мифе. «В царство подземного князя Куль можно попасть через маленькое отверстие. Там, где небо соединяется с землёй, находится скала с дыркой, которая семь раз покрыта рыболовной и птицеловной сетью. Здесь сидят старик и старуха, они караулят вход. Герой прилетает в виде птицы, попадает в железную сеть, крылья его ломаются, и он попадает в воду, превращаясь в щуку. Только так, в образе рыбы, можно преодолеть это препятствие и вступить в царство мёртвых». 106 Скала ассоциируется с камнем. Ведущее в подземный мир отверстие находится под водой. Прилетающий в виде птицы герой очень напоминает Калева, прибывшего на орле. Щука, попавшая под скалу, очень похожа на щуку под камнем Алатырь. Героическая птица, в падении превращающаяся в щуку, связывает единым сквозным сюжетом эстонскую руну о Калеве, карельскую руну о сотворении мира птицей и русскую легенду о камне Алатырь. В целом, мансийский миф удивительно точно совпадает с моей гипотезой.

Представления об устройстве загробного мира у обских угров во многом совпадают с шаманскими верованиями саамов.

Цитируется по изд.: Кондратьев И. Начало времен в фольклоре прибалтийско-финских народов. СПб., 2019, с. 35.

Примечания

104. Вереш П., Этиологический мир обских угров: происхождение фратриальной организации и модель мира: Труды Карельского научного центра РАН №3. 2014, с.44.

105. Вереш П., Этиологический мир обских угров: происхождение фратриальной организации и модель мира: Труды Карельского научного центра РАН №3. 2014, с.47

106. Вереш П., Этиологический мир обских угров: происхождение фратриальной организации и модель мира: Труды Карельского научного центра РАН №3. 2014, с.47.