Ханты-Мансийский ао [Россия]

Субъект Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Уральский административный округ), столица г. Ханты-Мансийск.

Соколова З.П. Ханты

ХАНТЫ (самоназв. хантэ - человек) - народ, родственный манси. Около 90% хантов живет в Тюменской области РСФСР, из них около двух третей - в Ханты-Мансийском национальном округе, остальные - в Ямало-Ненецком национальном округе; часть - на Севере Томской области. РСФСР. Общая численность хантов - 21 тысяч человек (1970). Язык хантов и манси вместе с венгерским языком образует угорскую группу финно-угорских языков. В языке хантов не менее 10 диалектов, объединенных в 3 группы – северную, восточную и южную. Этнической основой формирования хантов, как и манси, были племена - носители нижнеобской устьполуйской археологических культуры 2-й половины 1-го тысячелетия до н. э., воспринявшие как культуру местных лесных племен, так и культуру пришлых с Юга степных угорских племен. Территория формирования хантов лежала севернее и восточнее территории сложения манси. Несмотря на христианизацию хантов в 17-18 веках, православие у них привилось слабо, некоторые его черты лишь переплелись с дохристианскими верованиями. Хозяйство хантов всегда было комплексным. Основу его составляли рыболовство, охота или оленеводство. Современные ханты трудятся в рыболовецких колхозах, оленеводческих совхозах и промысловых охотничьих хозяйствах.

Манси (СИЭ, 1966)

МАНСИ - народность Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области РСФСР. Расселены в бассейне реки Оби, главным образом в районе города Березова и по рекам Конде и Северной Сосьве, а также по верховьям рек Туры, Тавды, Пелыма, Лозьвы. Численность 6,45 тысяч человек (1959). Мансийский язык родствен языкам хантов и венгров, он входит в угорскую ветвь финно-угорских языков. По религии с начала 17 века считались православными, но сохраняли различные дохристианские верования (в том числе тотемизм, шаманизм, культ медведя и др.).

Соколова З.П. Традиционные верования хантов и манси

Численность хантов — 22 521 чел., манси — 8459 чел., живут эти народы в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области. В их культуре и религии в связи с общностью происхождения много сходства; у северных и восточных хантов есть некоторые отличия. Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) — живые, если они двигаются или похожи на человека.

Соколова З.П. Верования и культурные традиции ненцев

Численность ненцев — 34 665 человек; живут в Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах. Для традиционной культуры ненцев характерны ранние формы религий: одухотворение природы (солнце, ветер, пурга, радуга и др.), анимизм, культ гор и камней, святых мест, промысловый культ, пережитки тотемизма, культ предков — покровителей семьи, рода, отдельных территорий, шаманизм. Относящиеся к ним верования и обряды еще в середине 20 века были широко распространены. Сейчас население городов и крупных поселков не придерживается религиозных традиций, хотя и помнит о них.

Шеломова Татьяна. Ханты.

Остяки.
Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Автоэтноним (самоназвание)

Кондихо, кандаяхи: Современный этноним от к о н д и х о, к а н д а я х и, х а н д о х о — "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Васильев В. И. Ненцы.

Ненцы, ненэц или хасова (самоназвание — "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек.

Шеломова Татьяна. Манси.

Предки манси жили не только в Западной Сибири, но и на Южном Урале и его Западных склонах и изменение их этнической территории исторически фиксируется по двум направлениям — на восток и север. Из Приуралья манси были вытеснены коми и русскими, причем процесс, переселения за Урал, продолжался вплоть до ХVIII – ХIХ вв. В результате чего, с одной стороны, усиливается процесс смешения среди мансийских диалектных и этнографических групп, а также культурного взаимодействия с хантами и ненцами, благодаря чему сохраняется современное разнообразие отдельных мансийских, с другой, манси, контактирующие с русскими и татарами, утратили свою культурную самобытность, В настоящее время, практически в полном наборе культурных составляющих, сохранились только северные манси, в формировании которых, принимали участие западные и частично южные мансийские группы, а также ханты и ненцы. В этногенетическом плане, в мансийской культуре достаточно часто выделяются два компонента: аборигенный таежный к южный скотоводческий, при явном преобладании первого.

Подписка на RSS - Ханты-Мансийский ао [Россия]