Поппе Н.Н., Старцев Г.А. Балтийские финны

1. Балтийские финны иначе называются Западным и финнами.

а) Главную массу их составляют финны Финляндии и финское население Ленинградской губернии. Отдельные поселения Финнов встречаются также в Швеции и Норвегии; значительное количество финских эмигрантов (до 600.000 чел.) населяет также Северную Америку, главным образом штат Миннессота. После Октябрьской революции финские сельскохозяйственные колонии и трудовые коммуны появились также в разных частях СССР, за пределами Ленинградской губернии. Сами себя Финны называют Suomalaiset, а Финляндию — Suomi. Общее количество Финнов составляет более 3.500.000 чел., из них Финнов Финляндии 3.009.680 человек.

Финский язык распадается на два главных наречия: на восточное и западное. Литературный язык образовался, главным образом, на почве Западно-финского наречия.

Еще о Финнах следует заметить, что термин «Финн» употребляется в двух значениях. В более специальном значении он служит для обозначения финнов Финляндии, т.-е. народа, называющего себя Suomalaiset. В более широком смысле он служит для коллективного обозначения

[06]

всех народов, образующих финскую ветвь финноугорской семьи народов.

б) К Финнам примыкают по языку прежде всего Карелы, населяющие части бывших губерний Архангельской, Олонецкой, Тверской и Новгородской. 86.000 Карел с 1923 года образуют Автономную Карельскую Республику.

Карельский крестьянин — полупролетарий. Хотя он и занимается сельским хозяйством, но собственного хлеба недостаточно. Поэтому Карелы ищут подсобных заработков в лесозаготовке, охоте и отхожих промыслах. В Карельской Республике имеется 35 школ I ступени и 1 школа II ступени, где обучаются до 1.500 Карелов. Имеется Музей (в Петрозаводске), 11. клубов, 57 библиотек, 23 избы-читальни. Карельская молодежь попала и в ВУЗ'Ы.

в) По языку близко к Карелам стоят так называемые Олончане, населяющие часть бывшей Олонецкой губернии и в небольшом количество также финский берег Ладожского озера. Общее количество всех Карел и Олончан, по различаемых переписями, составляет приблизительно 204.000 чел.

г) Вепсы населяют местности по верхнему течению река Ояти и юго-западный берег Онежского озера. Общее количество их 34.000 человек. Но занятию и промыслам они близко стоят к Карелам.

д) К ним же близко стоят так называемые Ижорцы (Inkerikot), старое финское население Ингер-

[07]

манландии, т.-е. Ленинградской губернии, значительная часть которых населяет местность по реке Луге (уезды Лужский и Кингисеппский). Общее количество Иисорцсв около 20.000 человек. К финским народам принадлежат также Эвромейсы и Савакоты, которых переписи обычно не отличают от Ижорцев.

е) Водь, являющаяся потомком известного по летописям народа того же названия и принадлежащая к наиболее древним обитателям старой Ингерманландцы, в настоящее время сохранилась лишь в Кингисеппском уезде Ленинградской губернии, в числе около 1.000 человек.

ж) Эсты составляют главную часть населения Эстонии, но живут отдельными поселениями и хуторами также в Ленинградской, Псковской, и Витебской губерниях и даже в Самарской, Ульяновской, Тобольской, Томской губерниях и в Крыму. Общее количество Эстов приблизительно полтора миллиона человек, из них па Эстонию приходится до 970 тысяч. Эсты, живущие в поселках, занимаются главным образом земледелием. В Эстонии разводится много картофеля, развито и животноводство. Приморские жители заняты па рыбных промыслах. Неравномерный передел земли (1919 г.) ведет крестьянскую массу к пролетаризации. Сильно развитая береговая линия и островное положение Эстонии способствовали выдвижению огромного количества прекрасных моряков, работающих на многих иностранных

[08]

[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]

[09]

торговых и военных судах. Грамотность среди Эстов высока. В г. Ревеле развиты машиностроительные заводы и лучшая по финскому побережью судостроительная верфь, где занято много Эстов-рабочих.

3) Ливы — исчезающий народ и сохранились в количестве около 1.500 человек на северном побережья: Курляндии. Язык свой почти утратили и переходят на латышский язык. Занимаются главным образом мореходством и рыбной ловлей.

2. Лопари населяют часть Кольского полуострова, северную часть Финляндии, часть Швеции и Норвегии. Главная масса Лопарей приходится на Норвегию (около 19.000 человек), гораздо меньше их в Швеции (около 7.000 человек) и Финляндии (около 2.800 человек). Лишь незначительная часть их (1.738 человек по переписи 1807 г.) населяет территории, входящие в состав СССР. В отношении языка Лопари стоят очень близко к Балтийским Финнам, но антропологически с ними значительно разнятся. Поэтому полагают, что первоначально Лопари говорили на другом языке и постепенно свой язык переняли у какого-то финно-угорского народа.

Лопарский язык распадается па шесть главных наречий: 1) кольско-лопарскос, 2) энарн-лопарское (приход Энаре в Финляндии), 3) норвежско-лопарское, 4) луле-лопарское и близкое к нему пите-лопарское, 5) уме-лопарское, б) южно-лопар-

[10]

ское, из которых три последних распространены в Швеции.

3. Мордва. Из всех финно-угорских народов Мордва живет, пожалуй, наиболее разбросанно среди представителей других национальностей. Главная масса Мордвы, в общем насчитывающей до 1.300.000, населяет оба берега Волги в ее среднем течении (части губ. Самарской, Ульяновской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Нижегородской, Оренбургской), отдельные же мордовские поселения., встречаются в Сибири (Минусинский, Барнаульский, Марлинский уезды) и даже в Сродной Азии, Мордовский язык распадается на два главных наречия: мокша и эрзя.

В силу своей разбросанности (до революции жила в 44 уездах или в 1) губерниях) Мордва не выделена в автономную единицу.

Влияние на весь уклад жизни Мордвы оказали Татары и Русские. Но она все же сохранила свою самобытность—язык, мифологию, обычаи. Мордва IX —XI веков жила гораздо южнее, чем теперь. Основное Занятие Мордвы—сельское хозяйство и отхожие промыслы. За последние годы местные работники в крае, при содействии центральной власти, организовали ряд школ на родном языке, детских очагов и пр. Издается газета на родном языке. Выпущены начальные буквари и много брошюр для массы.

4. Черемисы или Мари населяют главным образом части бывших губерний Вятской, Казанской

[11]

(главная масса) и Уфимской, а также Пермской, Костромской, Нижегородской. Ныне территория их обитания выделена в Автономную Марийскую Область. Общее количество Черемисов приблизительно 248 тысяч человек. Черемисский язык распадается на два наречия: на луговое (на левом берегу Волги) и горно-черемисское (на правом). Горные Черемисы занимаются главным образом земледелием, луговые же охотою, рыболовством и лесными промыслами. Большая часть населения до сих пор сохранила следы примитивных воззрений на богов (кереметь — чёрт, юм—доброе начало). Сохранились также моления, принесение жертвы. Имеются особые жрецы (karte). После революции среди Мари организовано более 320 школ 1-й ступени, 3 школы II-й ступени (20.000 учащихся), 10 детских домов (на 850 человек), 3 детских городка (на 1.000 детей), 4 дома для ребенка. В высших учебных заведениях учится до 150 Мари-студентов. На родном языке изданы учебники и много литературы для массового чтения. Выявились местные поэты и газетные работники.

5. Пермские Финны.

а) Зыряне или Коми занимают огромную территорию, распространяясь далеко на Север. Главная масса их живот по рекам Вычегде, Выми, Сысоле, на верховьях рек Вашки и Мезени и по рекам. Печоре, Ижме. С 1921 года их территория выделена в Автономную Область Коми.

[12]

[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]

[13]

Общее количество Зырян в пределах области равнялось к концу 1925 г, — 202.707 человек Часть Ижемских Зырян вместе с оленьими стадами перекочевала в Березовский и Обдорский районы (4.950 человек), а также на Кольский полуостров. В 1925 году, по известным статистическим материалам, на Кольском полуострове жило 997 человек. Из них 150 человек Самоедо-Зырян. До 30 тысяч Зырян живет в Барнаульском уезде Томской губернии и Бийском уезде Алтайской губернии. До 500 человек осталось после империалистической войны в Австрии, Германии н Франции, и работают теперь там на фабриках и заводах.

Главное занятие Коми — сельское хозяйство, лесные и охотничьи промыслы. Ижемские Коми преимущественно оленеводы. Зыряне сохранили богатый фольклор, одежду. В крае много курганов и городищ. После революции местные работники Коми проделали большую культурную работу. Создан Музей, насчитывающий до 300.000 экспонатов. Издается солидный краеведческий журнал «Коми-Му». Организован национальный театр. Выдвинулись несколько научных работников и литераторов. В области функционирует после революции 164 школы I ступени (более 10.000 человек учащихся), 5 школ II-ой ступени, 8 семилеток, 9 детдомов, 5 детсадов и 1 специальная детская колония на 500 детой.

В ВУЗ'ах учатся до 300 студентов. В области издается 3 газеты (одна—на зырянском языке)

[14]

и крестьянский журнал «Ордым» («Тропа»). Изданы словарь, буквари и учебники и много массовой литературы. Зырянский язык распадается на три диалекта: 1) вымско-удорско-ижемский, 2) нижне-вычогодский и 3) сысольско-вычегодский. Но разница между ними незначительная.

б) Пермяки-Ком и в языковом отношении с Зырянами более разнятся (фонетически и лексически), но все же возможно взаимное общение. Пермяки выделены в национальный особый Округ Уральской Области с центром в село Кудымкаро. Общее число Пермяков 125.626 (1924 год). Занимаются сельским хозяйством и излишек хлеба даже вывозят на Печору, Чердынь, Волгу. Развито животноводство и отчасти птицеводство. Также много Пермяков работает на лесозаготовках и на Уральских заводах. С 1925 года налается газета на родном языке, функционирует 77 школ 1 ступ., 4 семилетки, 34 ликпункта, 25 изб-читален. Изданы на родном языке букварь и другие книги. Таким образом, Пермяки приобщаются к советской культуре, проявляя творческую инициативу.

в) Вотяки или Удмурты населяют территории к Югу от Зырян, главным образом, области между реками Камой и Вяткой. Они также выделены в 1920 году в автономную область, где живет до 481.500 человек Вотяков.

Основное занятие удмуртской массы — хлебопашество и животноводство. Вотяки трудолюбивы

[15]

и настойчивы. Сохранили национальный костюм, древне-родовые, семейные и религиозные (языческие) черты. Вотяцкий эпос очень богат. Культурные достижения значительны. Издается газета и журнал на вотяцком языке, научный журнал, буквари, учебники, массовая литература, произведения местных поэтов (до 150 названий). Школ I ступени 409, II ступени 21, детдомов 28, домов ребенка 27. Библиотек 81, нардомов 45, клубов 13, музеев 2. Педагогических сельскохозяйственных техникумов 7, рабфаков 1, где учится 80  % вотяцкой молодежи. Много Вотяков учится п в различных ВУЗ'ах.

[16]

Цитируется по изд.: Поппе Н.Н., Старцев Г.А. Финно-угорские народы. Очерк с 12 рисунками. Л., 1927, с. 6-16.