Марийцы

Марийцы, (черемисы - древнерусское название марийцев) угро-финский народ. Самоназванием является имя "мари", "марий", которое переводится как "муж", "мужчина".

+ + +

МАРИЙЦЫ – это народ, живущий в России, коренное население Республики Марий Эл (312 тысяч человек по переписи 2002 года). Марийцы живут также в соседних областях Поволжья и Урала. Всего в Российской Федерации 604 тысячи марийцев (данные той же переписи). Марийцы делятся на три территориальные группы: горные, луговые (лесные) и восточные. Горные марийцы живут на правом берегу Волги, луговые – на левом, восточные – в Башкирии и Свердловской области.

Марийский язык относится к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков. Около 464 тысяч (или 77 %) марийцев владеют марийским языком, большинство (97 %) владеют русским языком. Широко распространено марийско-русское двуязычие. Письменность у марийцев – на основе кириллицы.

Вера – православная, но есть и своя марийская вера (марла вера) – это сочетание христианства с традиционными верованиями. Первое письменное упоминание о марийцах (черемисах) встречается у готского историка Иордана в VI веке. Упоминаются они и в «Повести временных лет». Большую роль в развитии марийского этноса играли тесные связи с тюркскими народами.

Формирование древнемарийской народности произошло в V–X веках. В 1551–52 годах после разгрома Казанского ханства марийцы вошли в состав Русского государства. В XVI веке началась христианизация марийцев. Однако восточные и часть луговых марийцев христианства не приняли, у них и до нынешних дней сохранялись дохристианские верования, особенно культ предков.

Праздников у марийцев много, как у всякого народа, имеющего многовековую историю. Есть, например, старинный обрядовый праздник, который называется «Овечья нога» (Шорыкйол). Его начинают отмечать в день зимнего солнцестояния ( 22 декабря) после нарождения новой луны. Во время праздника совершается магическое действие: дергание овец за ноги,чтобы в новом году овец народилось больше. К первому дню этого праздника был приурочен и целый свод примет и поверий. По погоде первого дня судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае.

Справочная статья из альманаха "Лица России" с сайта rusnations.ru/etnos/mari/

Марийские диаспоры

Диаспорное сознание среди мари получило распространение в начале XX века после образования Марийской автономной области. На марийских территориях, не вошедших в состав области, стали учреждаться марийские сельские советы и районы, что в какой-то мере компенсировало возросший уровень этнополитического самосознания народа. Идеологической основой объединения большинства диаспор стал общинный образ жизни, который сплачивал компактно живущее население сел и деревень.

Часть марийских диаспор сформировалась из автохтонного населения в ходе установления административных границ МАО. Марийцы, живущие в составе смежных с Марийской автономной областью территориях Вятской (Кировской) и Нижегородской (Горьковской) областей, оказались вне территории автономного образования мари. В результате этого более чем пятьдесят тысяч человек оказались на правах диаспоры. Областное руководство и марийская интеллигенция Кировской области несколько раз предлагали пересмотреть установленные границы и присоединить марийские селения Уржумского, Иранского и Санчурского районов к области. Однако эти усилия не увенчались успехом...

Марийцы. Этнографические группы

Из упомянутого в «Повести временных лет» выражения «Черемиси свой язык» можно понять, что мари в XI веке имели единый язык и общие черты культуры [Повесть, 1950. С. 13]. Формирование этно-графических групп горных и луговых мари про-ходило в XI-XVI веках, главным образом, под влиянием сегментации отдаленно живущих, разъединенных рекой Волгой, территориальных групп и влияния соседних народов. Марийские этнографические группы сложились на основной этнической территории, независимо от меняющихся социально-политических условий, поддерживали между собой хозяйственно-экономические и культурные связи, принимали участие в развитии общих этнокультурных традиций и продолжают способствовать этнической консолидации.

Марийцев горными и луговыми назвали русские соседи, желая подчеркнуть особенности рельефа местности, в которой обитал народ. В «Казанском летописце» середины XVI века отмечалось:

Марийцы: структура этноса

Марийский этнос, как и у других народов Поволжско-Приуральского региона, имеет непростую структуру, сложившуюся в результате политических и социально-экономических перемен, под воздействием переселений на новые места жительства с отличительными природно-климатическими условиями и освоения новых хозяйственных занятий, а также влияния соседних народов.

Культура, традиции марийского народа сформировались в пределах полиэтничной Волго-Уральской историко-этнографической области. Здесь преобладало дисперсное расселение финно-угорских, тюркских и славянских народов, отличающихся между собой как по физическому облику, так и по языку, конфессиональной принадлежности, хозяйственно-культурной специализации. Тем не менее они поддерживали тесные хозяйственные и этнокультурные взаимосвязи. В результате многовекового совместного проживания у них выработались общие черты в материальной и духовной культуре. Наряду с этим, в зависимости от соотношения численности представителей тех или иных этносов, интенсивности межэтнических контактов в том или ином районе историко-этнографической области, формировались локальные, характерные только для данной местности, этнокультурные традиции...

Расселение марийцев

Появление марийцев (цармис, черемис) на исторической арене документально фиксируется на рубеже 1 - 2 тысячелетий н. э. Первоначальная русская летопись [Повесть временных лет] начала XII века локализует место обитания черемис-марийцев, наряду с мордвой и муромой, в нижнем течении реки Оки, обозначая лишь западные пределы расселения марийцев [История Марийского края, 1992. С. 7-8]. Последующие исторические источники, записки различных авторов периода средневековья указывают проживание марийцев в различных местах на территории Среднего Поволжья. Публикации документов и материалов, исследования по истории и археологии, лингвистике и топонимике, этнографии и фольклору в новое и новейшее время внесли значительный вклад в выяснение различных вопросов расселения марийцев на различных этапах их этнической истории...

Марийцы. Этно-демографическая характеристика

Первая всеобщая перепись населения Российской империи проводилась в 1897 году по единой программе и единой инструкции, охватывала всю страну и учитывала наличные, постоянные и юридические (приписные) категории населения по состоянию на 28 января (9 февраля по новому стилю). В период ее проведения Марийский край был в составе Вятской, Казанской и Нижегородской губерний, в которых были созданы уездные переписные комиссии. Окончательная сводка и публикация материалов первой всеобщей переписи была осуществлена в 1904 году. Согласно данным переписи, марийское население Российской империи достигало 375,4 тыс. чел., основная часть которого размещалась в Вятской (144,9), Казанской (122,7), Уфимской (80,6), Пермской (15,7), Нижегородской (6,7 тыс. чел.) губерниях. Марийцы были отмечены также в Средней Азии и Казахстане, в ряде западных губерний Европейской России. Наибольшее количество марийцев зафиксировано в уездах: Уржумском - 73,1 тыс., Царевококшайском - 61,7 тыс., Яранском - 51 тыс., Козьмодемьянском - 38,5 тыс. чел...

Марийцы (М.И-ЭО, 2013)

В научной литературе существует мнение, что марийцы под именем «имнискары» упомянуты историком VI века Иорданом в «Гетике» в числе северных народов, подвластных в IV века готскому вождю Германариху [Иордан, 1960. С. 89]. Более достоверны сведения об этом народе под названием «Ц-р-мис» в письме X века хазарского кагана Иосифа [Коковцев, 1932. С. 98]. С XI века вплоть до XX века марийцы неоднократно упоминаются в русских и иностранных источниках под этнонимом «черемис». Этимология этого этнонима вызывает дискуссии до настоящего времени. Ф. И. Гордеев трактовал значение термина «черемис» с иранского языка как «кочевой», «живущий в соседстве народ» [Гордеев, 1964. С. 207-217]. По мнению Ф. Е. Егорова, этот термин в древне-тюркском языке обозначает «воинствующий человек» [Егоров, 1927. С. 107-108; 1929. С. 6]. Петер Хайду склоняется к волжско-булгарской этимологии термина [Haidu, 1981. С. 48], a Ласло Клима выводит его из хазарской среды [Клима, 1989. С. 49]. И. Г. Иванов объяснял понятие «черемис» с муромского и мерянского языков «мужчина из племени «чере» [Иванов, 1978. С. 46], Д. Е. Казанцев с мордовского - «солнечный, т.е. проживающий к востоку (восходу солнца) от мордвы человек» [Казанцев, 1985]...

Козлова К.И. Марийцы

МАРИЙЦЫ (самоназв. - мари; прежнее назв. - черемисы) - народ; живут главным образом в Марийской АССР, а также в Башкирской, Чувашской и Татарской АССР, Кировской, Горьковской, Пермской и Свердловской областях. Делятся на 3 группы: горные, луговые и восточные. Горные марийцы живут преимущественно на правом берегу Волги, луговые - на левом, восточные - в Башкирии и Свердловской области. Общая численность - 504 тысяч человек (1959). Марийский язык относится к финской группе уральской семьи языков. После Октябрьской революции в составе единого общенародного марийского языка развиваются два литературных языка: горный и луговой. Диалект восточных марийцев очень близок к луговым аарийцам. После вхождения марийских земель в состав Русского государства в 16 веке началась христианизация марийцев. Восточные и некоторые другие группы луговых марийцев христианства не приняли, у них до 20 века сохранялись дохристианские верования, особенно культ предков и смесь язычества с православием...

Попов Н.С. Религиозные верования марийцев

Марийцы (официальное название в царской России — черемисы), коренной народ Поволжья численностью 670 868 чел. Из них более 48% (324 349 чел.) живут в Республике Марий Эл. Это составляет 43,3% от общей численности населения республики. Доля русских в Марий Эл превышает 47%, татар —5,9%, чувашей — 1,2%. Большая часть марийцев (103 768 чел.) проживает в Башкирии, а также в Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской, Пермской областях.

Попов Н.С. Религиозные верования народов Поволжья и Приуралья

В Поволжско-Приуральском регионе в тесном контакте проживают финно-угорские (мордва, мари, удмурты), тюркские (татары, башкиры, чуваши), славянские (русские, украинцы) и другие народы.  Древними поселенцами края являются финно-угорские народы. Они сформировались во второй половине 1 тысячелетия до н.э. – в 1 тысячелетии н. э. В культуре древних финно-угров прослеживается влияние традиций угров, скифо-сарматов, предков балто-славян. Во 2—4 веках н. э. в Поволжье поселяют, тюрки перекочевавшие из Центральной Азии и Южной Сибири.

Шеломова Татьяна. Марийцы, черемисы.

Формирование марийского этноса происходило в 1 тыс.н.э. в Волго-Вятском междуречье на основе финно-угорских племен пермско-волжской этнолингвистической общности, оставивших ананьинскую археологическую культуру эпохи раннего железа. Дальнейший этногенез марийской народности связывается с городецкой и азелинской культурами I тыс.н.э. Впервые марийцы под названием ц-р-мис упоминаются в 10 в. в письменных документах Хазарского каганата. После нашествия монголо-татар земли марийцев вошли в состав Золотой Орды, а затем Казанского ханства. Их этническое развитие протекало в тесном контакте с соседними народами – волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 50-х годах 16 в. – русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры. В 1920 г. была создана Марийская АО, в 1936 г. она была преобразована в АССР, в 1992 г. переименована в Республику Марий Эл...

Подписка на RSS - Марийцы