Балийцы: Религия и обряды

Обычно остров Бали считают единственным очагом индуизма в Индонезии. Действительно, на Бали можно встретить индуистских богов и героев индийского эпоса, многочисленные местные легенды говорят о индийском происхождении балийской религии и культуры, но отождествлять их с индийским индуизмом вряд ли правильно. Индуизм, впитавший элементы буддизма 49, встретился на Бали с многочисленными местными верованиями и обрядами (в основе которых лежали древние анимистические представления), приспособился к потребностям и идеологии местных жителей и стал по существу лишь оболочкой для исконных верований балийцев, которые продолжают жить и сейчас. Можно сказать, что догматическая и философская стороны балийской религии принадлежат индуизму, а обряды и ритуал в значительной степени остаются местными.

Балийской религии свойственно поклонение силам природы: отцу-небу и матери-земле, духам гор, воды, камням и пр. Верят балийцы и в злых демонов — «бхутов», которых никогда не забывают почтить приношением. Характерной чертой балийского анимизма остается культ предков 50. Обожествленные предки, делящиеся на множество групп, — самые близкие народу боги и предмет ежедневного домашнего культа. Позднее с ними в ряд встали отдельные фигуры индуистского пантеона, получившие также (популярность.

Надо сказать, что индуизм, пришедший на Бали, отличался от того, какой получил развитие в Индии. Формально на Бали известны и Брахма, и Вишну, и другие индуистские божества, но культ Шивы поглотил всех. Ему отданы все имена и атрибуты Вишну и других божеств, которые, хотя и признаются балийцами, тем не менее считаются лишь его воплощениями 51. Отождествляется с Шивой и всеобъемлющее божество— море, в котором растворяются души-капли (индуистская идея, принесенная на Бали). Почитается Шива в различных формах (Кала и др.), женское начало воплощено в жене его Уме. Одновременно с индуистской триадой, считающейся проявлением того же Шивы, на Бали есть своя триада, неотделимая от него же, — Брахма Сива, Сада Сива, Прама Сива.

Культ Шивы на Бали в значительной степени — достояние высших, просвещенных классов и существует как умозрительное, философское учение. Ему посвящены крупные государственные храмы. Народ же в своем ежедневном ритуале больше чтит «мать риса» — «нини пантун»,

______

49. T. Friederich, The Civilization ..., pp. 34—35.

50. R. Goris, The Religiou s Character of the Village Community, — «Bali: Studiesin Life...», p. 84.

51. M. Covarrubias, Island of Bali, 290; T. Friederich, The Civilization:..,, p. 35,

[238]

восходящую к древнему земледельческому культу и изображаемую виде связанных пучков риса на савахе, или священную гору — Гунунг Агунг.

Обычный ритуал балийцев больше всего напоминает не сложные церемонии индийского индуизма, а ведический ритуал древней Индии с его поклонением солнцу и другим силам природы. Главное в нем — освящение воды, являющейся необходимым элементом всех церемоний, и обращение к богам и духам с призывом сойти в святилище или в тело жреца.

На Бали имеется огромное количество храмов, но они во многом отличны от индийских. Балийцы верят в бога, но не поклоняются его изображению. Поэтому идолы как таковые отсутствуют, а те изображения богов и героев, которые встречаются, не являются образом божества, а лишь иногда делаются вместилищем нисходящего в них бога.

Храмь! острова Бали составляют предмет особой заботы населения. Их насчитывается около 20 тысяч 52, они разнообразны по назначению, размерам, степени важности, от скромных святилищ до больших общегосударственных храмов. Выше шла речь о трех обязательных деревенских храмах. Храмы можно встретить везде — и на пустынном берегу моря и высоко в горах. В каждом доме имеется свой домашний храм, а небольшие жертвенники возводятся прямо на рисовых полях. На Бали вряд ли можно найти храм старше ста лет (особенности климата и землетрясения не позволяют им существовать дольше). Новые храмы строят только на старых местах. На Бали нет развалин, так как к каждому храму прикреплена группа людей (общинников), следящая за его своевременным восстановлением 53.

Балийские храмы в отличие от индийских представляют собой легкие, открытые для воздуха и солнца строения, главное в них не здание, а сама земля 54. Обычный храм состоит из двух-трех открытых дворов, окруженных низкой каменной стеной, а так как он не является постоянной обителью бога, то и не считается святым местом, за его оградой можно услышать шум или громкий смех. Резные каменные ворота, состоящие из двух -половин, ведут в храм. В первом, наружном, дворе («джабан») находятся алтари и ниши для приношений, легкие навесы для посетителей и оркестра, башня с барабанами, во втором, внутреннем («далам»), расположены главные святилища и алтари, посвященные тому или иному богу. Жертвенники крупных храмов («меру») имеют форму пагод с нечетным количеством постепенно уменьшающихся соломенных крыш. Главным святилищем острова считается храм Бесаки на склоне горы Гунунг Агунг.

Ежедневный ритуал — приношение богам (в домашних алтарях) — совершает сам хозяин дома или члены его семьи (обычно женщины). Во всех торжественных случаях, а также при храмовых богослужениях выступают жрецы. На Бали имеются две категории жрецов: «педанда» и «пемангку». Жрецами-педанда 55 могут быть только представители брахманской касты. Они пользуются большим авторитетом во всех вопросах ритуала и почти мистическим уважением. Должность свою они передают по наследству старшему сыну. Педанда участвуют в храмовых церемониях, совершают возлияния для людей всех каст, преимущественно высших, и обязательно участвуют в обряде кремации. Пемангку—

______

52. J. L. Swellengrebel, Bali: Some General In form ation s, p. 12.

53. C. J. Grader, The State Temple of M e n g w i, — «Bali: Studies in Life...», p. 157.

54. R. Goris, The Temple System ,— «Bali: Studies in Life...», pp. 105.

56. J. L. Swellengrebel, R e ligiou s P ractices of the F a m ily a n d the In d iv id u a l ,— «Bali: Studies in Life...», pp. 61—67.

[239]

жрецы из народа (возможно, они являются преемниками жрецов доиндуистского культа)— выполняют весь ритуал, но только для людей своей или низшей касты 56.

Бесконечные обряды и церемонии занимают большое место в жизни балийцев. Жертвоприношения совершаются свыше 200 раз в году. Традиционные обряды отмечают все важнейшие этапы жизненного пути балийца, начиная с момента его рождения. Важное событие — подпиливание зубов, постепенно отмирающий обычай. Заканчивается этот цикл свадебной церемонией.

Другой цикл — погребальные церемонии, которым в балийской обрядности отведено выдающееся место. Традиционным обычаем считается кремация («нгабен» или «шалевой»), которая, придя на Бали с индуизмом, постепенно сменила местные правила захоронения и открытого выставления тела, но в то же время она впитала в себя и неиндийские элементы 57. Кремация на Бали носит характер очень пышного и радостного торжества. Балийцы верят в переселение душ и единственным средством избавиться от цепи перерождений считают кремацию. Поэтому дети всегда стараются предать огню тела родителей, хотя сделать это совсем не просто. Весь сложный церемониал этого обряда требует огромных расходов, средства для которых приходится иногда добывать в течение нескольких лет. В таких случаях тело хоронят, а сожжению подвергают изображающую покойного фигуру.

Обычно для совершения кремации объединяются несколько семей. В отличие от Индии, на Бали кульминационным пунктом церемонии является не само сожжение, а шествие к месту кремации — шумное, многолюдное, с танцами и музыкой. Везут тела на огромных (до 20 метров в высоту) башнях, имеющих форму храмовых меру. Гробы, в которых тела предаются сожжению, имеют вид гигантских животных (у высших каст — коров и быков), сделанных из стволов деревьев. Церемонией руководит педанда, обильно орошающий все святой водой. Золу собирают в урну, а затем развеивают над морем. Богатые приношения делаются не только богам, но и демонам-бхутам 58.

Важное место в жизни острова занимают праздники. Большая их часть тесно связана с той или иной религиозной церемонией. Праздники для балийца не только развлечение, но и труд: они требуют больших затрат и большой подготовки. По прежним подсчетам, балиец от четверти до трети своей жизни проводил в праздниках, связанных с жертвоприношениями 59. Это годовщины храмов, праздники урожая, памятные даты субака, деревни, семьи и многие другие.

Большая часть общебалийских праздников отмечается по местному календарю, зато по системе «сака» (о календарях см. ниже) празднуют одну из самых популярных на Бали дат — «ньепи» — день индо-балийского Нового года и прихода весны (начало десятого месяца). Этот праздник продолжается три дня и поражает тишиной и покоем, так как всякая работа прекращается, совершаются только приношения богам.

По всему острову празднуют также первый день местного явано-балийского Нового года — «банью пинарух», во время которого толпы балийцев идут ночью к рекам, где омывают волосы. В ритуал праздника входят обильные приношения не только местным богам, но и всем орудиям, связанным с выращиванием риса.

_____

56. М. Covarrubias, Island of Bali, p. 270.

57. J. L. Swellengrebel, Balinese History..., p. 33.

58. M. Covarrubias, Island of Bali, pp. 359—377.

59. C. Lekkerkerker, De Baliers, biz. 175—176.

[240]

На Бали, как и по всей Индонезии, после сбора урожая справляется праздник жатвы, в честь «матери риса», изображения которой в виде двух связанных пучков риса помещаются в многочисленных жертвенниках на савахах и в домах 60. Праздник сопровождается музыкой, танцами и играми.

Большим храмовым праздником считается «галунган» — семейный праздник, когда, по преданию, духи предков сходят в дома своих детей и внуков, где им готовят торжественное угощение 61.

Грандиозное зрелище представляют собой торжества, справляемые в больших храмах острова. Задолго до их начала идут приготовления к праздничному банкету. Многие часы не прекращаются танцы и массовые зрелища, особенно излюбленные петушиные бои. Кровь птиц приносят в жертву бхутам и другим темным силам, но главное в этих состязаниях— искреннее азартное увлечение, которое нередко заставляет проигрывать все, что есть у игрока.

Балийцы ведут счет дням по двум календарям: по системе сака — индийского происхождения, по которой год делится на двенадцать месяцев-лун, а дни полно- и новолуния отмечаются особо; и по местному явано-балийскому летосчислению, где год состоит из тридцати семидневных недель. День обычно определяют по обеим системам, а праздники принадлежат к одному из двух календарей. Северо-восточная часть острова и центральные горные области, как правило, следуют системе сака, Центральный Бали — местному календарю. В Карангасеме имеет хождение особый календарь смешанного типа 62.

_____

60. М. Covarrubias, Island of Bali, pp. 78—79.

61. R. Goris, Holidays and Holydays, — «Bali: Studies in Life...», pp. 119—129.

62. M. Covarrubias, Island of Bali, p. 283.

[241]

Маретина С.А. Балийцы (этнографический очерк). // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Страны и народы бассейна Тихого океана. Выпуск VI. Под общ. ред. Д.А. Олдерогге. М., 1968, с. 238-241.

Страны: 
Этнос: