Балийцы: история

Письменные источники дают возможность проследить достоверную историю Бали не раньше чем с VIII века н. э., т. е. со времени проникновения индийского влияния (надписи на медных плитках на древне-балийском языке) 4. Палеолит на Бали до сих пор не изучен, но по большому количеству находок неолитических орудий можно судить о том, что уже в тот период его население было довольно многочисленно.

_______

4. J. L. Swellengrebel, Balinese History and the Elements of Balinese Culture, — «Bali: Studies in Life, Thought and Ritual» («Selected Studies on Indonesia by Dutch Scholars», vol. 5), The Hague, 1960, pjb 17—18.

[224]

Бронзовых орудий найдено больше, чем на Яве. Древние балийцы были искусными земледельцами и знали культуру заливного риса. Они разводили буйволов, свиней и других домашних животных и умели обрабатывать камень и дерево, металл и глину. Жили балийцы мелкими общинами, в которых сохранялись крепкие родовые связи, имели своих жрецов, поклонялись силам природы и почитали духов предков.

С конца I тысячелетия н. э. на Бали все сильнее ощущается индийское влияние. Проводниками его на первых порах являлись торговцы-мореходы, а также индийские брахманы, появившиеся при дворах местных правителей. В 1343 г. остров Бали входит в состав яванской империи Маджапахит и оказывается непосредственно вовлеченным в сферу индо-яванской культуры. Когда в XVI веке внутренний кризис привел к тому, что империя Маджапахит пала под натиском мусульман, Бали оказался единственным островом Малайского архипелага, сохранившим индуизм, точнее — его местную разновидность. Многочисленные беженцы с Явы нашли на нем приют и перенесли туда многие традиции индо-яванской цивилизации. Последующие четыре века — период развития отдельных самостоятельных княжеств и выработки новой культуры, созданной на основе местной, воспринявшей индийские и яванские элементы 5.

Власть князей наиболее сильно ощущалась на Центральном Бали 6, а такие окраины, как Булеленг, Джембрана и др., оказались за пределами их влияния. Деспотизм феодалов, бесконечные междоусобицы привели к значительному разрушению свободных сельских институтов как в Центральном, так и в Южном Бали. В других областях они сохранились лучше. Например, ряд горных общин сохранил черты древних балийцев (так называемые «бали ага», речь о которых пойдет ниже) и в наименьшей степени подвергся воздействию индо-яванской культуры и индуизма.

Голландцы открыли Бали в 1597 г., и долгое время их вмешательство во внутренние дела острова носило случайный характер. Постепенно их влияние на местных правителей становилось все интенсивнее, но окончательно подчинить княжества голландцам удалось только в начале XX века. В течение первого десятилетия XX века происходила последовательная аннексия княжеств, натолкнувшаяся на отчаянное сопротивление народа. Не желая сдаваться захватчикам, население одного княжества за другим, часто во главе с князем, шло на пупутан — грандиозное кровавое самопожертвование, когда толпы народа, в том числе женщины и дети, вооруженные лишь холодным оружием, героически бились до конца, предпочитая смерть покорности 7.

Голландцы не стали разрушать феодальную систему на Бали, они заключили союз с раджами, сохранившими призрачную власть под контролем голландских чиновников 8.

Когда после второй мировой войны по всей Индонезии прокатилась волна освободительного движения, балийцы приняли в нем участие и мужественно боролись за свободу и независимость своей родины. В 1946 г. о-в Бали входил в федеральный штат Восточная Индонезия, а с 1950 г. вошел в состав унитарной Индонезийской Республики.

_____

5. Об этом процессе см. подробнее: Л. Демин, Остров Бали, М., 1964; Ю. В. Маретин, По поводу индийских влияний в балийской культуре,— «Страны и народы Востока», М., 1967, стр. 129—150.

6. J. L. Swellengrebel, Balinese History..., рр. 30—31.

7. Р. Н. Hiss, Bali, New York, 1941, p. 9.

8. M. Covarrubias, Island of Bali, New York, 1956, pp. 36—37.

[225]

Маретина С.А. Балийцы (этнографический очерк). // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Страны и народы бассейна Тихого океана. Выпуск VI. Под общ. ред. Д.А. Олдерогге. М., 1968, с. 224-225.

Страны: 
Этнос: